727
Оставить комментарий Распечатать

ПФР в 2024 году: что с ним стало и куда теперь обращаться по пенсионным вопросам

Размер шрифта:

Пенсионный фонд России (ПФР) прекратил свое существование, но у многих граждан и работодателей еще остается в связи с этим масса вопросов. Разберемся, что стало с ПФР и куда теперь обращаться по пенсионным вопросам.

Что случилось с Пенсионным фондом

На протяжении последних десятилетий шло постоянное реформирование системы пенсионного и социального страхования. Очередным этапом явилось объединение Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС). В результате создан Социальный фонд России (СФР), деятельность которого регулируется Федеральным законом № 236-ФЗ от 14.07.2022.

Социальный фонд является преемником ПФР и ФСС по всем видам вопросов. Новый фонд продолжает выплату пенсии и пособий, назначение льгот и компенсаций, предоставление, оформление и использование материнского капитала и исполнение иных обязательств, которые ранее находились в ведении упраздненных фондов.

Подробнее: виды и размеры пособий, выплачиваемых СФР

Объединение значительно упростило получение социальных услуг гражданами. Ранее некоторые взаимосвязанные вопросы находились в ведении различных фондов.

Например, пенсионные выплаты по инвалидности и денежные компенсации за социальные услуги производил Пенсионный фонд, а за средствами реабилитации и выдачей путевок на санаторно-курортное лечение приходилось обращаться в ФСС. Выдавал родовой сертификат, выплачивал пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет ФСС, а материнский капитал оформлял ПФР. По многим вопросам ПФР и ФСС требовалось запрашивать информацию друг у друга, а ожидание ответов приводило к увеличению времени на получение гражданами полагающихся им выплат и льгот. После объединения решением подобных взаимосвязанных вопросов занимается одно ведомство, что существенно сокращает сроки получения услуг.

После объединения фондов продолжается расширение перечня социальных услуг, которые оказываются проактивно, в дистанционном формате. Некоторые из них оформляются в автоматическом режиме, на основании сведений, имеющихся в распоряжении СФР или поступающих из иных государственных органов (например, пенсионная доплата по достижении 80-летнего возраста назначается по информации о возрасте из выплатного дела пенсионера, материнский капитал — на основании данных о рождении ребенка, поступающих из ЗАГСа). Для назначения других требуется подать заявления, что можно сделать через личный кабинет застрахованного лица на сайте СФР или портал Госуслуги.

Изменились ли адреса отделений Пенсионного фонда

В ранее действующих отделениях ПФР и ФСС открыты офисы клиентского обслуживания Социального фонда. Граждане могут обращаться за получением услуг и консультаций по привычным им адресам. Кроме этого, в некоторых населенных пунктах открыты дополнительные офисы клиентского обслуживания.

Что стало с сайтом Пенсионного фонда

Сайт ПФР продолжает функционировать на прежней платформе, но под наименованием нового фонда. Сайт в целом сохранил прежнее, привычное пользователям оформление, но добавились новые разделы, с учетом функций, ранее находившихся в ведении ФСС.

Пользователи на сайте могут:

  • получить информацию по услугам, предоставляемым СФР, которая подразделяется в зависимости от их получателей, гражданам, страхователям, самозанятым, медорганизациям;
  • перейти в личный кабинет страхователя для получения услуг в дистанционном формате;
  • найти формы документов, отчетов, бланков;
  • найти контакты клиентских служб СФР;
  • воспользоваться калькулятором (например, для расчета пособий по временной нетрудоспособности, страхового тарифа);
  • ознакомиться с новостями.
ВАЖНО!
Если забить в поисковую строку запрос «Официальный сайт ПФР» или «Официальный сайт ФСС», вас перенаправят на сайт СФР.

Куда обращаться по пенсионным вопросам

Чтобы получить консультацию по пенсионным вопросам, оформить пенсию или выплату, получить иные социальные услуги, необходимо обращаться:

  • лично в клиентскую службу СФР. Ее сотрудники прошли специальное обучение, чтобы оказывать услуги, которые ранее были в ведении ПФР и ФСС;
  • лично в МФЦ, сотрудники которых принимают документы для последующей передачи в СФР;
  • удаленно через личный кабинет застрахованного лица на официальном сайте СФР;
  • удаленно через портал Госуслуги.
ВАЖНО!
В настоящее время не все социальные услуги удастся получить в дистанционном формате, некоторые из них оказываются только при личном обращении. Но СФР ведет работу по расширению перечня услуг, которые можно получить проактивно, без личного присутствия.
Подробнее: куда и по каким вопросам обращаться после объединения ПФР и ФСС

Нужно ли что-то делать работодателю в связи с объединением ПФР и ФСС

После создания Социального фонда объем работы по сдаче отчетности и уплате взносов для работодателей существенно сократился. Ранее по каждому виду социального страхования формировались отдельные расчеты, которые перечислялись самостоятельными платежами, отчитываться приходилось в оба фонда.

Теперь процедура значительно упростилась: установлен единый тариф по страховым взносам, который работодатели перечисляют одним платежом по одному расчету. Казначейство после поступления денежных средств самостоятельно распределяет их по видам страхования. Вместо нескольких отчетов сдается один по единой форме. Оптимизация этого процесса упрощает документооборот работодателей, уменьшает риск совершения ошибок работниками и назначения контролирующими органами штрафов за нарушения.

ВАЖНО!
Существовавшие ранее льготные режимы не только полностью сохранены, но и расширены. Некоммерческие организации и благотворительные фонды теперь уплачивают тариф 7,6% вместо 20%.

Подробнее:

Нужно ли что-то делать пенсионеру в связи с объединением ПФР и ФСС

Создание СФР не повлияло на действующие нормы пенсионного законодательства. Ранее назначенные пенсионные и иные выплаты начисляются гражданам в прежнем размере и выплачиваются в такие же сроки. Способы выплаты пенсий и пособий не меняются.

Например, если ранее пенсионер получал пенсионные выплаты на карту или денежные средства приносил ему на дом почтальон, такой порядок сохраняется и дальше.

Сформированные ранее пенсионные права (заработанный страховой стаж и пенсионные баллы) учтены и хранятся в системе индивидуального персонифицированного учета, где у каждого гражданина имеется индивидуальный лицевой счет. Указанная система перешла в ведение СФР.

  • 2023-10-06 11:49:51
    Многие люди волнуются, что при объединении ПФР и ФСС их страховой стаж или баллы могут потеряться. Чтобы убедиться, что весь стаж после создания Социального фонда учтен, можно заказать выписку о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) в электронном виде на портале Госуслуги или лично в клиентских службах СФР и МФЦ. Если в справке не будет отражен какой-то период работы или иной деятельности, можно обратиться с заявлением о зачете таких периодов, предоставив подтверждающие документы.
  • 2023-10-10 18:22:57
    Название организации в СПб, куда я должен написать претензию о пересчете ранее назначенной пенсии? пенсионный фонд игнорировал предоставленные мной документы, не учел их. Ранее был прописан в Московском районе СПб, сейчас в Кировском районе.
Оставить комментарий Распечатать
Алешина Ольга
Алешина Ольга Адвокат

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.