СФР: структура, функции, задачи

Размер шрифта:

С начала 2023 года в России существует Социальный фонд, но до сих пор не все граждане и должностные лица понимают, как он работает и какие имеет полномочия. Разбираемся в структуре, функциях и задачах СФР.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. СФР — это новый фонд, который объединяет ПФР и ФСС с 1 января 2023 года.
  2. Он отвечает за назначение пенсий, пособий и компенсаций.
  3. Соцфонд управляется председателем и правлением, а его работу координирует Минтруд.
  4. Финансирование происходит за счет страховых взносов, инвестиций и иногда из бюджета.
  5. В СФР обращаются за пенсиями, пособиями и поддержкой, включая материнский капитал.

Что такое СФР

Полное его название — Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, сокращенно — Социальный фонд России, или СФР. Действует с 1 января 2023 года. Создан в результате реорганизации Пенсионного фонда (ПФР) с присоединением Фонда социального страхования (ФСС). Считается их полным правопреемником. Работа СФР регулируется Федеральным законом № 236-ФЗ от 14.07.2022.

ВАЖНО!
Нормативно-правовые акты, регулирующие работу ПФР и ФСС, сохраняют силу в отношении Социального фонда до принятия новых НПА в части, не противоречащей действующему законодательству.

Организационно-правовая форма — государственный внебюджетный фонд, который относится к типу госучреждения. Создан он при правительстве РФ, которое выступает его учредителем. Координирует работу Социального фонда Министерство труда России.

Подробнее: куда обращаться после объединения ПФР и ФСС

Чем занимается Социальный фонд России

Законодательством на СФР возложены широкие функции. Так, фонд выполняет следующие полномочия:

  1. Назначает и производит различных виды соцвыплат. Это пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и др.), госпособия (например, единое на детей до 17 лет), компенсации.
  2. Обеспечивает обязательства по обязательному соцстрахованию.
  3. Организует и ведет индивидуальный учет физлиц в системах пенсионного и соцстрахования.
  4. Организует процесс инвестирования пенсионных накоплений физлиц.
  5. Проводит анализ и оценку финансового состояния систем пенсионного и соцстрахования, прогнозирует их развитие в долгосрочной перспективе.
  6. Предоставляет госгарантии, меры соцзащиты и поддержки, соцуслуги определенным категориям людей.
  7. Организует мероприятия по различным видам реабилитации — медицинской, социальной, профессиональной.
  8. Исполняет иные функции и полномочия, которые возложены на СФР международными договорами, федеральным законодательством и другими НПА.

Структура СФР

Органами управления СФР выступают:

  1. Председатель фонда — он единолично управляет его текущей деятельностью. Назначение на должность председателя и освобождение от должности производятся правительством РФ по представлению Минтруда.
  2. Правление фонда является коллегиальным органом управления СФР, состав которого утверждается правительством РФ. Численность правления составляет 35 человек, возглавляет его председатель СФР. В состав правления входят представители СФР, Минтруда, Минфина, Центробанка, общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, общественного отделения инвалидов, защиты прав граждан в сфере соцобеспечения, сенатор Совета Федерации и депутаты Госдумы.

В структуру СФР также входят:

  1. Наблюдательный совет — следит за формированием бюджета и его резервов, регулирует размер страховых взносов.
  2. Контрольно-ревизионная комиссия — осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подразделений фонда.
  3. Центральный аппарат — занимается организационно-технической работой и документооборотом.

СФР для реализации возложенных на него задач создает:

  1. Территориальные органы.
  2. Обособленные подразделения.
  3. Подведомственные учреждения.

Доходы СФР

Социальный фонд является внебюджетным фондом. Это означает, что он не финансируется из бюджета. Его доходы формируются за счет:

  1. Страховых взносов, обязательных и добровольных, на пенсионное, медицинское, соцстрахование, которые перечисляются организациями, индивидуальными предпринимателями, самозанятыми и физическими лицами в налоговую службу. Налоговая служба перечисляет их в Соцфонд.
  2. Взносов на травматизм, которые работодатели напрямую перечисляют в Соцфонд.
  3. Инвестирования свободных средств в депозиты, облигации и государственные ценные бумаги.
ВАЖНО!
При нехватке собственных средств СФР для выполнения обязательств по выплате пенсии и пособий в фонд направляются средства из федерального бюджета.

Какие формы отчетности подают в СФР

Одной из целей, которые ставились при объединении ПФР и ФСС, являлись оптимизация их деятельности, упрощение работы с организациями и гражданами, сокращение количество сдаваемой отчетности.

С 1 января 2023 года работодателям вместо нескольких форм отчетов (СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3), которые подавались в два фонда, требуется отчитываться по одной форме — ЕФС-1.

Форма ЕФС-1 включает в себя титульный лист, два раздела с подразделами, которые заменяют отмененные формы отчетности. Заполнять бланк целиком в большинстве случаев не требуется. Заполняется титульный лист и необходимый раздел. Так, заполняют и сдают:

  1. Подраздел 1.1 — при приеме на работу и увольнении, переводе, отказе сотрудника от ведения бумажной трудовой книжки, при заключении и расторжении договора гражданско-правового характера.
  2. Подраздел 1.2. — по итогам года за работников, которые заняты по профессиям (должностям), предоставляющим право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, сотрудников, находящихся в простое, неоплачиваемом отпуске или по уходу за ребенком, отстраненных от работы.
  3. Раздел 2 с подразделами 2.1, 2.1. и 2.3 — заполняется вместо формы 4-ФСС по сведениям о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
По теме: инструкция по заполнению отчета ЕФС-1

Мне приходилось консультировать индивидуальных предпринимателей со штатом в несколько человек, которые интересовались, в какой форме они обязаны сдавать отчетность в Соцфонд. Если в штате организации или ИП более 10 человек, то отчет подается в электронном виде. При меньшем числе сотрудников работодатель выбирает по своему усмотрению способ сдачи отчетности — в электронном виде или на бумажном носителе.

По каким вопросам граждане могут обращаться в СФР

Граждане могут обращаться в Соцфонд по любым вопросам, которые относятся к пенсионному обеспечению или социальной поддержке, полагающейся на основании федерального законодательства. Это, к примеру:

  1. Получение информации о пенсионных правах (количество стажа и пенсионных баллов, информирование о планируемом размер пенсии, времени выхода на пенсию и т.п.).
  2. Назначение и расчет пенсии, перерасчет ее размера.
  3. Использование средств материнского капитала.
  4. Выплата пособия по временной нетрудоспособности.
  5. Обеспечение инвалида средствами реабилитации.
  6. Предоставление пакета социальных услуг льготным категориям граждан.
  7. Оформление единого пособия на ребенка до 17 лет и т.д.
ВАЖНО!
Граждане могут обратиться в Соцфонд лично или получить некоторые услуги в удаленном формате. Например, через личный кабинет на сайте СФР или Госуслуг.

Часто задаваемые вопросы по структуре и функциям Социального фонда

Алешина Ольга Адвокат

Закончила Владимирский государственный университет в 2005 году. С 2011 года по настоящее время являюсь адвокатом.