В эфире наша традиционная рубрика, которая посвящена интересным бизнес-налоговым и не только налоговым новостям.
Навигация
Добрый день, дорогие друзья! Я бессменный главный бухгалтер компании «Туров и партнёры» Ростиком. Сегодня поговорим об инвентаризации.
Что такое инвентаризация?
Инвентаризация — это фактический пересчёт имущества компании, то есть того, что есть у нас в наличии. Обязательную инвентаризацию проходят абсолютно все компании, об этом нам говорит статья 11 Федерального закона 402-ФЗ.
В каких случаях проводится обязательная инвентаризация?
- перед составлением бухгалтерской отчётности;
- при смене ответственных лиц, в том числе главбуха, директора;
- при выявлении хищений, злоупотреблений, порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара, чрезвычайных ситуациях;
- при реорганизации и ликвидации компании;
- в иных предусмотренных случаях.
Какие шаги нужно сделать для правильной инвентаризации?
Сроки проведения инвентаризации
Сроки для проведения инвентаризации начинаются с 1 октября текущего года. Финансовый год у нас — текущий год, и соответственно, с 1 октября текущего года все компании обязаны провести инвентаризацию. Завершить инвентаризацию мы должны 31 декабря 2024 года и уже с фактическими остатками выйти на правильную сдачу бухгалтерской и налоговой отчётности.
Проверка основных средств
Методические рекомендации говорят, что в ходе инвентаризации основных средств нужно проверить не только наличие самих объектов, их технические и эксплуатационные характеристики, но также выявить неиспользуемые объекты и причины, по которым они не эксплуатируются.
Мой департамент также занимается инициативным аудитом, и в рамках инициативного аудита, когда мы выезжаем к нашим клиентам, мы все эти пункты проверяем. В ходе выездных проверок выявляются следующие недочёты:
- основное средство (например, машина), которое по факту уже давно продано, но числится на балансе;
- на несуществующую машину начисляется амортизация и списывается бензин;
- неверный учёт лизингового имущества.
Федеральный стандарт 25/2018 часто вызывает трудности у бухгалтеров при учёте лизингового имущества. В одной компании в рамках одного года это привело к занижению налоговой базы по налогу на прибыль на сумму 20 млн рублей. Хорошо, что данная компания обратилась к нам, мы всё успели проверить, выявить все недочёты, и у нас ещё до конца года было время всё исправить.
Проверка расчётного счёта
В век цифровизации бухгалтера скачивают банковскую выписку и загружают её, не всегда сверяя сальдо на конец периода. Это может привести к ошибкам в расчёте налога на прибыль и НДС.
Проверка материально-производственных запасов
При проверке МПЗ часто выясняется, что материалы, которые давно израсходованы, числятся на балансе, причём значительными суммами. Особенно часто такие недочёты встречаются в компаниях, работающих на аутсорсинге. Например, в одной компании материалов на 32 млн рублей числилось на балансе, хотя их уже давно не было. Компания, которая их обслуживала, на протяжении 3-х лет просто не списывала эти материалы.
Проверка кассы
Обязательно проверяем фактическое наличие денежных средств в кассе. Бывают случаи, когда по документам в кассе числится крупная сумма (например, 2 млн рублей), а по факту этих денег нет, они уже давно освоены. За всё это несёт ответственность собственник, если не прописано в договоре лицо, материально ответственное за ведение этого участка.
Проверка дебиторской и кредиторской задолженности
Особое внимание уделяем просроченной кредиторской задолженности, так как она увеличивает налог на прибыль. Запрашиваем акты сверок, ищем пути решения, чтобы избежать доначислений.
Также важно проверять счета 60, 62, 76 — это наша работа с контрагентами. Нужно обращать внимание на случаи, когда мы работаем с одной компанией по нескольким договорам. Из-за этого бывает, что возникает необоснованная кредиторская или дебиторская задолженность. Эти показатели попадают в наш бухгалтерский баланс, и с этого года налоговики пристально смотрят не только на налоговую отчётность, но и на бухгалтерскую.
Приглашаю вас пройти вместе с нами инвентаризацию и провести инициативный аудит вашей компании. Исправим все недочёты и ошибки — на это у нас ещё есть время до 31 декабря текущего года. Наша проверка — это аналог выездной налоговой проверки. Мы приезжаем, досконально всё проверяем, выявляем ошибки и нарушения. Разница лишь в том, что собственник после проверки будет в полной безопасности со стороны налоговых органов, и вся информация останется конфиденциальной.
Вместе с отчётом собственник получит информацию о выявленных нарушениях и решениях. Также мы можем обучить вашего бухгалтера. Плюс ко всему, тем, кто обратится к нам в ближайшее время, в качестве бонуса мы посчитаем, в какой системе вашей компании выгоднее работать с учётом налоговой реформы 2025 года, чтобы компания в 2025 году была в достатке, в прибыли и в безопасности.
Всем желаю успехов и до встречи!
Полезные ссылки от Туров и партнеры: