Виды расходов бюджетной классификации на 2023 год включают коды, которые необходимы для работы бухгалтеров в бюджетной сфере. Минфин ежегодно корректирует кодировки и правила их применения в увязке с КОСГУ.
Навигация
Что изменилось в 2023 году
Ключевое нововведение — меняются КБК и статьи расходов бюджетной классификации на 2023 год: Приказ Минфина № 85н о формировании кодов бюджетной классификации с 1 января 2023 года не применяется. Вместо него действует Приказ Минфина № 82н от 24.05.2022. По нему и определяются КБК и КВР в 2023 г.
Меняется и бюджетная классификация видов расходов на 2023 год по Приказу № 209-н (Приказ Минфина № 137н от 08.09.2022). Учитывайте новые правила при ведении учета с 01.01.2023 и составлении отчетности за 2023 г.
Разграничение безвозмездных поступлений
Безвозмездные поступления разграничили на текущие и капитальные. Уточнили условия, по которым поступления относят к текущим или капитальным, если средства предусмотрены и для капвложений, и для расходов текущего характера:
- если на капвложения запланировали 80 % и больше от общего объема средств, то поступления относят к капитальным;
- если точно определить доли на капвложения и текущие расходы не получается, то поступления относят к текущим.
Изменение кодов доходов
Изменили некоторые подстатьи группы 100 по доходам:
- 129 «Иные доходы от собственности» — включили доходы от использования имущества в доверительном управлении;
- 139 «Доходы от возмещений Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации расходов» — изменили название в связи с объединением ПФР и ФСС;
- 174 «Выпадающие доходы» — разрешили применять, если региональными законами принято решение о списании суммы начисленных доходов.
Изменение кодов расходов
С 01.01.2023 по КОСГУ 224 проводят расходы арендатора на возмещение услуг связи и коммунальных услуг по договорам аренды. Раньше такие расходы проводили по КОСГУ 221 и 223.
Оплата участника закупки за участие в электронной процедуре или закрытой электронной процедуре и с заказчика за проведение таких процедур отражается по КОСГУ 226. В описании статей 240 уточнили, что их применяют и для грантов в форме субсидий. Изменили и название подстатьи 264, теперь название такое: «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в денежной форме».
В подстатье 269 скорректировали описание по выплатам гражданам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, заключившим договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. По статье 320 теперь проводят расходы на оплату контрактов по модернизации нематериальных активов.
Статью 460 по биологическим активам детализируют только подстатьей 462 «Обесценение биологических активов». А подстатью 461 о выбытии таких активов исключили. И доходы от выбытия, и операции по выбытию биологических активов относят на статью 460. А на подстатье 462 отражают снижение стоимости биологических активов из-за обесценения, если оно не связано с изменением справедливой стоимости в процессе нормального использования.
Изменение кодов поступления и выбытия финансовых активов
В описание статей 510, 610 включили операции по возврату и перечислению денег для обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения контракта.
Изменения в таблице соответствия КВР и КОСГУ
В таблице соответствия кодов изменений немного. Добавили новую увязку — КВР 524 по единым субсидиям с подстатьями 251 и 254 КОСГУ. А увязку КВР 863 и КОСГУ 226 из таблицы убрали.
Единый регламент работы
Главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) и получатели бюджетных средств — казенные, бюджетные и автономные учреждения — обязаны вести учет, составлять планы и отчетность по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил применения специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.
Алгоритм работы в части формирования кодов бюджетной классификации на 2023 год установлен в Приказе Минфина № 82н от 24.05.2022. А сами КБК на 2023 год и плановый период 2024–2025 гг. обновили приказом Минфина № 75н от 17.05.2022. С 2023 г. бухгалтеры-бюджетники обязаны работать по-новому.
Кроме того, законодатели скорректировали правила формирования КОСГУ. Утверждена новая редакция приказа Минфина № 209н от 29.11.2017. Работать по старым алгоритмам нельзя. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.
Дополнительно: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях
Понятие КОСГУ
По бюджетным нормативам расшифровка КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Трехзначный шифр — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции. Кодификатор включает в себя группу, статью и подстатью.
С 2016 года коды КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но используются в учете и отчетности. В 2023 году необходимо применять их для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. В Приказе № 209н указано, что такое КОСГУ в бухгалтерии — коды для оперативного учета в бюджетном учреждении. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. от 28.12.2018).
Кодификатор операций сектора госуправления представляет собой следующие группировки:
Группа кодов | Справочник КОСГУ на 2023 |
---|---|
100 | Доходы |
110 — налоговые доходы | |
111 — налоги | |
112 — госпошлины | |
130 — доходы от оказания платных услуг | |
180 — прочие | |
200 | Расходы |
211 — зарплата | |
213 — начисления на заработную плату | |
221 — услуги связи | |
222 — транспортные услуги | |
223 — коммунальные услуги | |
224 — аренда за использование имущества | |
225 — работы и услуги по содержанию имущества | |
226 — прочие работы и услуги | |
228: расшифровка КОСГУ 228 в 2023 году для бюджетных учреждений — услуги для целей капитальных вложений | |
290 — прочие расходы | |
300 | Поступление нефинансовых активов (НА) |
310: расшифровка КОСГУ 310 в 2023 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости основных средств | |
320 — увеличение стоимости нематериальных активов | |
330 — увеличение стоимости непроизведенных активов | |
340 — увеличение стоимости материальных запасов | |
341: расшифровка КОСГУ 341 в 2023 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости лекарственных препаратов | |
400 | Выбытие НА |
410 — уменьшение стоимости основных средств | |
411 — амортизация основных средств | |
420 — уменьшение стоимости нематериальных активов | |
430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов | |
440 — уменьшение стоимости материальных запасов | |
500 | Поступление финансовых активов (ФА) |
510 — поступление денежных средств и их эквивалентов | |
520 — увеличение стоимости ценных бумаг | |
530 — увеличение стоимости акций | |
600 | Выбытие ФА |
610 — выбытие денежных средств | |
620 — уменьшение стоимости ценных бумаг | |
630 — уменьшение стоимости акций | |
700 | Увеличение обязательств |
710 — увеличение задолженности по внутренним заимствованиям | |
720 — увеличение задолженности по внешним заимствованиям | |
730 — увеличение прочей кредиторской задолженности | |
800 | Уменьшение обязательств |
810 — уменьшение задолженности по внутренним заимствованиям | |
820 — уменьшение задолженности по внешним заимствованиям | |
830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности |
Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялся КОСГУ, с 2015 года в части затрат код заменен на код видов расходов. Важно четко понимать, в чем разница КВР и КОСГУ — это разные коды: видов расходов и операций сектора госуправления. Но обе кодировки необходимы для формирования КБК.
Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета и т. д. Кодификатор операций сектора госуправления (КОСГУ) используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.
Расшифровка КВР
По приказу № 82н КВР — код вида расходов, но по своей сути это часть классификации КБК, а следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов.
Структура КВР — это три числа с 18 по 20-й разряды в структуре КБК расходов бюджетов. КВР представлен следующими группами:
- затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение и иные выплаты населению;
- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
- межбюджетные трансферты;
- предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- иные ассигнования.
Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов КОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.
Особые случаи при применении КОСГУ и КВР
Законодатели ввели шифр КОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что входит в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни, то есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 гл. 2 Приказа № 209н.
Чиновники из Министерства финансов довели до пользователей отдельное Письмо № 02-05-10/45153 от 29.06.2018, в котором отражены методические рекомендации по применению таких КОСГУ.
На практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая бюджетная классификация КВР предусматривает особый порядок. В 34–36 разрядах ставится 0, если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.
Таблица соответствия
Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.
Вид расходов | КОСГУ | Примечания | ||
---|---|---|---|---|
Код | Наименование | Код | Наименование | |
100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами | ||||
110 Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений | ||||
111 | Фонд оплаты труда учреждений | 211 | Заработная плата | В том числе в части расходов на оплату труда осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации |
266 | Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме | В том числе в части выплаты пособий за первые три дня временной нетрудоспособности осужденных, трудоустроенных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации | ||
112 | Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда | 212 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме | |
214 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме | |||
220 | Оплата работ, услуг | В части компенсации работникам (сотрудникам) расходов в связи с выполнение служебных (должностных) обязанностей используются подстатьи КОСГУ, соответствующие экономическому содержанию произведенных работником (сотрудником) расходов | ||
266 | Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме | |||
267 | Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме | |||
Для закупок используются коды из группы 240 | ||||
241 | Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | 226 | Прочие работы, услуги | |
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
242 | Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий | 221 | Услуги связи | |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
347 | Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений | |||
349 | Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения | В части бланков строгой отчетности | ||
243 | Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества | 222 | Транспортные услуги | |
224 | Арендная плата | |||
225 | Работы по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги для целей капитальных вложений | |||
229 | Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами | |||
296 | Иные выплаты текущего характера физическим лицам | Возмещения (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта | ||
297 | Иные выплаты текущего характера организациям | В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений | ||
299 | Иные выплаты капитального характера организациям | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
344 | Увеличение стоимости строительных материалов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
347 | Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений | |||
244 | Прочая закупка товаров, работ и услуг | 214 | Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме | В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда |
220 | Оплата работ, услуг | В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению | ||
267 | Социальные компенсации персоналу в натуральной форме | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
530 | Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов | |||
245 | Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа | 220 | Оплата работ, услуг | |
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
346 | Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) | |||
246 | Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем | 221 | Услуги связи | |
224 | Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) | |||
225 | Работы, услуги по содержанию имущества | |||
226 | Прочие работы, услуги | |||
228 | Услуги, работы для целей капитальных вложений | |||
310 | Увеличение стоимости основных средств | |||
320 | Увеличение стоимости нематериальных активов | |||
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | |||
247 | Закупка энергетических ресурсов | 223 | Коммунальные услуги | В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, теплоснабжение и оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется) |
Ответственность за нарушение
Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. Уровень наказания за неверное отражение КВР и КОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.
К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, то контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по ст. 15.14 КоАП.
С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. В соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетник определяет кодировки самостоятельно, и привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе кодификатора видов расходов нельзя. Но неверный код отражен в отчетности, а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.15.6 КоАП).
Может пригодиться: учет ГСМ в бюджетном учреждении