С развитием удаленного документооборота граждане и организации получили возможность совершать сделки и выполнять действия с использованием ЭП. Для некоторых действий разрешена электронная доверенность взамен бумажной. Рассказываем, как ее оформить и где применить.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Электронная доверенность — это скан документа, подписанный электронной подписью.
- Ее не нужно распечатывать, можно отправить на почту или показать на экране.
- Такие доверенности могут делать обычные граждане, ИП и юридические лица.
- Они нужны для сделок, сдачи отчетности, регистрации недвижимости и других операций.
- Оформить электронную доверенность можно через нотариуса или специализированные сайты.
Что такое электронная доверенность
Это скан-образ бумаги, подписанной цифровой подписью, или машиночитаемый файл в формате xml. Ее не требуется распечатывать, для предъявления достаточно открыть или отправить полученный документ контрагенту. К отсканированной версии нет необходимости дублировать бумажный носитель.
Такой формат удобен, поскольку полностью исключает необходимость предоставления бумажных документов. Например, если ведомство находится в областном центре, бумаги приходилось везти лично или отправлять почтой. С помощью электронных полномочий граждане и организации оперативно совершают сделки и взаимодействуют с государством.
Кто вправе оформить электронную доверенность
В 2024 году оформить электронные полномочия вправе:
- граждане, в том числе ИП;
- юридические лица;
- нотариус.
Нотариальное удостоверение требуется как гражданам, так и организациям для работы представителя с государственными реестрами, для совершения сделок в нотариальной форме, для операций с недвижимостью. В иных случаях соблюдение нотариальной формы необязательно.
Во всех случаях необходима ЭЦП для электронной доверенности в 2024 году, поскольку без цифровой подписи бумага не имеет юридической силы, а к скан-образу потребуется приложить бумажный оригинал, при этом нотариальная доверенность с разрешением электронной подписи требует ЭЦП доверителя и нотариуса.
Может пригодиться:
Где разрешено использовать электронную доверенность
Цифровые полномочия применяют:
- для заключения сделок;
- сдачи отчетности в контролирующие органы;
- электронные доверенности по 63-ФЗ выдают для использования представителем ЭЦП;
- регистрации недвижимости;
- регистрации организаций;
- получения справок;
- направления запросов;
- участия в судебных заседаниях;
- совершения иных действий от имени доверителя.
Цифровой формат удобен при нахождении доверителя в другом регионе, когда ждать бумажный оригинал нет времени. Изготовление цифрового образа занимает минимум времени.
При заключении сделок с использованием цифровой подписи договор вправе подписать представитель на основании скан-образа полномочий от доверителя. Если договор подписывает представитель, то электронные доверенности для электронной подписи в 2024 году применяют так (ст. 17.2 ФЗ № 63):
- представитель подписывает документ собственной подписью;
- к подписанному представителем документу прикладывают полномочия от доверителя, подписанные его подписью.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что нужно знать об электронной подписи. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как оформить электронную доверенность
Для совершения действий и заключения сделок, не требующих нотариального оформления, и взаимодействия с госорганами через ЭЦП достаточно изготовить документ в любом формате и подписать его ЭЦП. Наиболее распространен формат pdf.
Если требуется нотариальное оформление полномочий, необходимо обратиться к нотариусу. Он изготовит документ по правилам ст. 44.2 Основ законодательства о нотариате. Для этого доверитель подписывает документ ЭЦП в присутствии нотариуса, а затем нотариус ставит свою ЭЦП. Готовую бумагу записывают на флэш-носитель или направляют на указанную доверителем почту.
Допустимо оформить нотариальные полномочия удаленно. Вот как оформить доверенность в 2024 году онлайн: необходимо оставить заявку на сайте Нотариальной палаты. Удостоверенный нотариусом документ в цифровом виде направят заявителю в личный кабинет на портале ФНП или посредством веб-сервиса Единой информационной системы нотариата. Перед тем как удаленно оформить нотариальную доверенность в 2024 году, необходимо зарегистрироваться на сайте ФНП через Госуслуги.
Подробнее: как оформить нотариальную доверенность
Отдельные правила оформления установлены при сдаче отчетности в контролирующие органы. Например, при подаче документов в ФНС применяют формат, установленный Приказом ФНС России от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445@.
Как оформить машиночитаемую доверенность
Машиночитаемый документ потребуется, если у сотрудника есть ЭЦП, которой он подписывает документы от организации. Например, бухгалтер при сдаче налоговых отчетов, специалист по закупкам при заключении тендеров.
При совершении действий без ЭЦП, например, заключении «бумажного» договора или получении материальных ценностей, МЧД не потребуется. Применяют стандартные бумажные полномочия.
МЧД допустимо выпустить:
- в специализированном центре, например, Контур.Доверенность;
- на сайте ФНС;
- через Госуслуги с регистрацией в системе ФНС.
Документ необходимо скачать на носитель в формате xml и прикреплять его при подписании бумаг с ЭЦП.
Подробнее: как оформить машиночитаемую доверенность