Позиция Минфина РФ о том, когда МСП можно исключить из ЕГРЮЛ в упрощённом порядке
Специалисты Минфина России ответили на вопрос, при каких условиях юридическое лицо — субъект МСП может прекратить деятельность через упрощённое исключение из ЕГРЮЛ и влияет ли на это применяемый налоговый режим и статус плательщика НДС.
Позиция Минфина РФ о том, когда МСП можно исключить из ЕГРЮЛ в упрощённом порядке
Специалисты Минфина России ответили на вопрос, при каких условиях юридическое лицо — субъект МСП может прекратить деятельность через упрощённое исключение из ЕГРЮЛ и влияет ли на это применяемый налоговый режим (УСН, ОСНО и др.) и статус плательщика НДС.
Позиция Минфина подробно изложена в письме Министерства финансов РФ от 02.07.2025 № 03-12-13/64744:
- Если учредители (участники) МСП решили прекратить деятельность, возможно применить упрощённый порядок — исключение из ЕГРЮЛ на основании заявления по статье 21.3 Закона № 129-ФЗ.
- Порядок доступен только для юридических лиц со статусом субъекта малого или среднего предпринимательства.
- Ключевое требование — одновременное выполнение всех условий, установленных пунктом 7 статьи 21.3 Закона № 129-ФЗ. В частности, на момент принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении организация не должна быть плательщиком НДС или должна быть освобождена от его исчисления и уплаты.
- Лишь соблюдение всех таких условий гарантирует отсутствие неисполненных обязательств перед кредиторами (включая налоги, сборы и иные обязательные платежи), определяемых пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Возможность упрощённого прекращения не связана с применяемым налоговым режимом. Она зависит от статуса МСП и отсутствия неисполненных обязательств, подтверждаемого соблюдением условий пункта 7 статьи 21.3 Закона № 129-ФЗ.
Таким образом, исключить юрлицо — субъект МСП из ЕГРЮЛ в упрощённом порядке можно только при одновременном выполнении всех условий пункта 7 статьи 21.3 Закона № 129-ФЗ: нет неисполненных обязательств перед кредиторами (в том числе по налогам и сборам) и на дату решения регоргана организация не является плательщиком НДС либо имеет освобождение; сам по себе налоговый режим (УСН/ОСНО и др.) значения не имеет.
Перейти в полный текст Письма Минфина РФ № 03-12-13/64744 от 02.07.2025 в системе Консультант Плюс
Другие позиции Минфина России:
- О налогообложении вновь созданной недвижимости: по кадастровой или среднегодовой стоимости?
- О месте реализации оценки ноу-хау между Россией и Белоруссией для целей НДС
- О применении льготы по НДС фитнес‑клубами с 2025 года: услуги населению и «заморозка» абонементов
- О недопустимости сдачи деклараций через «Электронные заказные письма» Почты России
- О чеках в общепите при оплате через QR‑сервисы и платежных агентов
- О снижении штрафа при «уточнёнке», если на ЕНС есть положительное сальдо (с учётом пеней)
Текст Гражданского кодекса приведён по состоянию на 10 июня 2026.
Важно
Предельная база по страховым взносам на 2027 год вырастет до 3 311 000 рублей
