Федеральным законом от 25.12.2023 № 624-ФЗ внесен ряд изменений в Закон о контрактной системе в сфере закупок. Касаются они формулировок закупок у единственного поставщика и приобретения программ для компьютеров с помощью госзакупок. С 25 марта 2024 г. предусмотрена возможность закупок ЭВМ и баз данных через электронные площадки по ч. 12 ст. 93 № 44-ФЗ. Разбираемся в особенностях новшеств.
Навигация
Изменения в формулировках закупок у едпоставщика.
Касается это приобретения товаров по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ. До 25 марта 2024 г. формулировка звучала так: закупка товара единственного поставщика в электронной форме на сумму, которая не превышает сумму, установленную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе. Барьер установлен в 5 млн руб. при годовом объеме таких контрактов не более 100 млн руб.
В новой редакции законодательства о контрактной системе законодатель убирает формулировку едпоставщика, оставляя только ссылку на норму закона: закупки, осуществляемые в соответствии с ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
Изменения в формулировках закупаемого программного обеспечения по закону № 44-ФЗ
В изменениях в новой редакции законодательства о контрактной системе с 25 марта 2024 г. термин «программное обеспечение» заменен на более широкий — «программы для электронной вычислительной машины». Изменения внесены в ст. 93 закона № 44-ФЗ.
Если рассматривать с точки зрения терминологии, то под программным обеспечением понимается совокупность программ, выполняющих то или иное функциональное назначение.
Программа представляет собой отдельный софт, к которому, помимо системных программ, относятся СRM-системы, программы для ведения бухгалтерии, хранения данных и т.д.
Для заказчиков такое изменение в Законе о контрактной системе № 44-ФЗ, скорее, является конкретизацией предмета закупок. На саму процедуру проведения торгов или заключения контракта изменения не повлияют.
Возможность осуществления закупок ЭВМ по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ
По ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе с 25 марта 2024 г. можно будет приобрести:
- право на использование программы для ЭВМ;
- базы данных;
- обновления к программам и базам данных;
- дополнительные функциональные возможности.
В рамках контрактной системы обновления разрешено закупать в том числе и те, которые проводятся в удаленном формате и посредством сети Интернет.
Что же дают заказчику внесенные изменения и госзакупка программ для ЭВМ по ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе?
Напомним, какие особенности проведения госзакупок по ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе:
- Это является госзакупкой товара у единственного поставщика.
- Проводится она на тех же 8 федеральных площадках, где проходят торги в рамках контрактной системы.
- При планировании приобретения программ для ЭВМ следует включить необходимый объем в план-график в разделе «Особые закупки».
- Покупка по контрактной системе осуществляется только по характеристикам, указанным в КТРУ.
- Обязателен к применению национальный режим.
- При размещении госзакупки по закону 44-ФЗ заказчиком формируется извещение о проведении закупки, приобщается проект контракта, обоснование начальной (максимальной) цены, протокол госзакупки.
- Извещение в рамках контрактной системы по ч. 12 изменению не подлежит.
- Изменение сроков подачи заявок по госзакупке не предусмотрено.
- Обеспечение заявок на госзакупку не требуется.
Заказчик, закупая товар по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ, после публикации извещения получает предложения потенциальных поставщиков, ранжирует заявки и выбирает контрагента с наилучшими предложениями.
Здесь действует принцип множественности на стороне поставщиков при отсутствии такого принципа на стороне заказчика.
По факту это означает, что электронная площадка собирает все предложения участника госзакупок, которому заранее неизвестно, кому перенаправят его предложение, и передает конкретному организатору торгов.
В предложении у участника есть возможность прописать особенности поставки товара, несколько ценовых предложений (в зависимости от региона поставки, количества закупаемой партии и т.д.), иные условия.
При приобретении программ для ЭВМ и баз данных для заказчика через ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ появится больше возможностей для выбора поставщика в рамках контрактной системы. Выбор контрагента будет не по наименьшей цене, как в торгах по 44-ФЗ, что потенциально скажется на качестве поставляемого оборудования и выборе добросовестного поставщика.
Кроме того, преимущество использования ч. 12 ст. 93 для организатора торгов — это расширение географии потенциальных контрагентов в отличие от закупок с единственным поставщиком по ч. 4 вышеуказанной статьи закона № 44-ФЗ.
Явным достоинством такого способа закупок является возможность приобретения аналогичного товара несколько раз даже в течение короткого промежутка времени. Нормативного запрета на осуществление такого поведения заказчика по госзакупкам не установлено.
Комиссия для покупок по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ не создается, достаточно закрепить приказом по организации функции по госзакупкам за ответственным лицом или назначить контрактного управляющего.
Процедура закупок по программам для ЭВМ по ч. 12 ст. 93 закона № 44-ФЗ
Приводит пошаговую инструкцию по приобретению программ и баз данных.
Шаг 1
Поставщик формирует на электронной торговой площадке предложение товара с указанием на его количество, цену, характеристики, страну происхождения, подписывает его ЭЦП. Отозвать предложение участник вправе до момента направления его заказчику.
Шаг 2
Заказчик формирует извещение о процедуре, в котором указывает требуемый товар, его количество, описание по КТРУ, требования к контрагенту. Список извещений по госзакупкам доступен для просмотра в ЕИС.
Шаг 3
течение 1 часа после опубликования извещения оператор ЭТП отбирает 5 предложений с наилучшими условиями, которые соответствуют требованиям организатора покупки и присваивает им порядковые номера в порядке ранжирования по условиям предложения и времени его подачи.
Шаг 4
Предложения по госзакупкам направляются заказчику.
Шаг 5
По каждой заявке принимается решение, которое отражается в протоколе подведения итогов. Срок для принятия решения по госзакупкам — 1 рабочий день после получения заявок.
Шаг 6
Протокол подписывается ЭЦП и размещается на ЭТП.
Шаг 7
Заключается контракт с 1 номером протокола. Контракт размещается в ЕИС в срок не позднее следующего дня после размещения протокола подведения итогов.
Шаг 8
Информация о контракте вносится в реестр контрактов и доступна в открытой части ЕИС для неопределенного круга лиц.
Процедура считается несостоявшейся, если поступило менее 2 заявок. Электронная площадка в этом случае формирует и размещает соответствующий протокол.
Читайте также: