Нерезидентам поднимут налог на дивиденды и проценты по вкладам до 30 %
Это касается тех, кто за последние 12 месяцев провёл в России меньше 183 дней, но получает доходы от российских компаний и банков.
Досье инициативы
Поправки в Налоговый кодекс с 2027 года
Что произошло? Правительство 30 сентября внесло в Госдуму законопроект № 617-9 с изменениями в Налоговый кодекс — это налоговая часть бюджетного пакета на 2027–2029 годы. Документ исключает из статьи 224 НК РФ льготную ставку НДФЛ 15 % для налоговых нерезидентов по дивидендам российских компаний (и выплатам по цифровым финансовым активам, привязанным к дивидендам) и по процентам на вклады в российских банках. Вместо неё будет действовать общая ставка для нерезидентов — 30 %. Законопроект пока только внесён в Госдуму.
Норма касается физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами РФ (проводят в стране менее 183 дней в течение 12 месяцев), но получают такие доходы от источников в России. По законопроекту поправка вступает в силу через месяц после опубликования и не раньше начала следующего налогового периода. Значит, она заработает с 1 января 2027 года, если закон успеют опубликовать до начала декабря, иначе — с 2028 года.
Если у получателя дохода есть статус налогового резидента страны, с которой у России действует соглашение об избежании двойного налогообложения, ставку можно снизить по этому соглашению. Для этого банку или брокеру нужно принести справку о налоговом резидентстве с нотариальным переводом (п. 6 ст. 232 НК РФ); если справку принесли уже после выплаты дохода, излишне удержанный налог вернут. Но с рядом стран, в том числе с США, Великобританией и государствами ЕС, эти положения соглашений приостановлены Указом Президента от 08.08.2023 № 585, поэтому снизить ставку по ним не получится.
Подробнее о том, в каких случаях НДФЛ взимается по ставке 15 %, мы рассказывали отдельно. Пониженные ставки для трудовых доходов отдельных нерезидентов — работающих по патенту, высококвалифицированных специалистов, граждан стран ЕАЭС, беженцев — законопроект не меняет. Напомним, этим же законопроектом предлагают раньше прекращать стандартный вычет на детей из-за процентов по вкладам.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как облагаются НДФЛ выплаты нерезидентам. Используйте эти инструкции бесплатно.
Текст Налогового кодекса приведён по состоянию на 1 сентября 2026.
Важно
Нерезидентам поднимут налог на дивиденды и проценты по вкладам до 30 %
