Федеральная налоговая служба намерена пресекать подмену компаниями трудовых отношений мнимым сотрудничеством с самозанятыми гражданами. Ведомство разработало перечень признаков, которые свидетельствуют о такой подмене.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ утверждена концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Этот документ формулирует ряд признаков, наличие которых заставляет налоговиков заподозрить за компанией налоговые нарушения. В настоящее время ФНС дорабатывает концепцию, в частности, в нее добавят дополнительные критерии, по которым налоговики определят, не подменяет ли компания трудовые отношения сотрудничеством с самозанятыми.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как контролеры отбирают налогоплательщиков для выездной проверки. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы подготовиться, исправить нарушения и избежать штрафов.
В частности, в концепцию включают критерии, перечисленные в письме ФНС РФ от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@.
В соответствии с этим документом, имеется несколько групп признаков, свидетельствующих о том, что компания скрывает фактические трудовые отношения за договорами с самозанятыми.
Первая группа критериев связана с организационной зависимостью самозанятого от заказчика, среди этих критериев:
- требование регистрации в качестве плательщика НПД — обязательное требование для начала сотрудничества;
- компания распределяет нанятых самозанятых по объектам, исходя из собственной производственной необходимости;
- заказчик регулирует режим работы самозанятого гражданина, в частности, продолжительность, время, график работы;
- в штате организации имеется должностное лицо, в полномочия которого входит контроль над работой самозанятых.
Другой блок признаков связан с инфраструктурной зависимостью. О таковой свидетельствует, например, то, что самозанятый использует материалы, инструменты и оборудование заказчика.
Может быть интересно:
О подмене трудовых отношений гражданско-правовым сотрудничеством с плательщиками НПД говорит и то, что у заказчика имеется полноценный учет оплат услуг самозанятых, схожий с тем, который предусмотрен по Трудовому кодексу РФ.
Налоговики отмечают, что наличие этих признаков говорит о том, что самозанятый в таком сотрудничестве не обладает предпринимательской свободой и работает исключительно под руководством заказчика, а такие отношения нельзя считать гражданско-правовым сотрудничеством.