Представители бизнеса смогут оформить через личный кабинет бесплатную е-подпись для подачи отчетности и выполнения иных обязанностей. Действующие сертификаты ключей утратят силу уже с 1 января.
Кому выдадут
ФНС предлагает нотариусам, частным предпринимателям и представителям организаций после 1 июля 2021 года оформлять бесплатные квалифицированные электронные подписи (КЭП) через личный кабинет налогоплательщика. Вновь выданные подписи будут действовать наравне с приобретенными в коммерческих удостоверяющих центрах (УЦ). Оформленные в УЦН ФНС сертификаты ключей разрешат использовать для всех без исключения операций, предусмотренных законом, включая подачу отчетности.
Обратите внимание: бесплатная госуслуга предоставляется только представителям организаций, ИП и нотариусам. Остальные физлица получать КЭП по-прежнему смогут только в коммерческих УЦ после перерегистрации. Обменять все действующие квалифицированные подписи следует до 1 января 2022 года. После этого срока они утратят силу автоматически.
Подробнее: Как подписать документ электронной подписью
Как получить
Как уточняет ФНС, от заявителей потребуют заявление на выдачу е-подписи, паспорт и СНИЛС. Дополнительно для записи сертификата попросят носитель информации. Требования к нему прописаны в законе, допускается использование одного носителя для 32 различных КЭП.
Итак, заявитель обращается к оператору ЭДО (полный список организаций), получает заявление и заполняет его. Документ передает в ФНС вместе с паспортом и СНИЛС, и налоговики разъясняют, как и что делать дальше.
Второй вариант: в личном кабинете налогоплательщика заполнить заявление и вместе с требуемыми личными данными направить его в Налоговую. Дальнейшую инструкцию заявитель получит письмом или уведомлением в личном кабинете.
Учтите: квалифицированными подписями, которые сейчас выдадут, разрешат пользоваться 15 месяцев. Затем процедуру оформления придется повторить. Но и тогда ФНС предоставит КЭП безвозмездно.
Если возникнут вопросы или проблемы, ФНС ждет письмо в Службу технической поддержки или звонок на номер 8-800-222-2222.
С чего такая щедрость
1 января 2022 года заработает новая редакция закона об электронной подписи. По ней, клиентами коммерческих УЦ останутся только физические лица. Бизнесу начнут оформлять КЭП в Налоговой службе, государственным и муниципальным структурам — в Казначействе, а кредитным организациям — в Центральном банке. Фактически выдача квалифицированных ЭП станет государственной услугой, за которую платить не придется. Но задумка властей глубже: у налоговиков появится возможность контролировать рынок, а сама цифровая подпись станет более надежным инструментом, что позволит более активно развивать электронный документооборот.