Верховный суд РФ напомнил всем заинтересованным лицам, в особенности руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, что отсутствие документов на автомобиль является недостатком товара. Поэтому покупатель, который не получил документы вовремя может не просто требовать компенсацию, но отказаться от купленной машины с возвратом денег.
Навигация
Что случилось?
Верховный суд РФ, рассматривая дело № 47-КГ17-8, применил нормы Закона о защите прав потребителей к сделке по приобретению автомобиля в автосалоне. Этот законно запрещает продавцам задерживать передачу оплаченных покупателями товаров. Но в нем прямо ничего не сказано о передаче документов к таким товарам. Ведь в некоторых случаях, например при покупке автомобиля, им нельзя пользоваться без документов. ВС РФ нашел выход, как может защитить свои права автовладелец, которому не отдали паспорт транспортного средства после его приобретения.
Машину без документов можно вернуть
Гражданин приобрел в автосалоне автомобиль. Покупку передали покупателю своевременно, но вместо оригинала паспорта транспортного средства (ПТС) дали только его копию. Оргинал ПТС гражданин не получил даже спустя шесть дней, поэтому он направил автосалону претензию. Покупатель потребовал предоставить ему оригинал ПТС в течение трех дней, однако автосалон на это не отреагировал. Поэтому покупатель обратился за защитой своих прав в суд.
Истец просил суд обязать автосалон передать ему оригинал ПТС, а также взыскать неустойку за просрочку передачи оплаченного товара. Кроме того, он хотел получить компенсацию морального вреда. Суд первой инстанции удовлетворил иск частично. Он обязал автосалон передать истцу документы на машину, а также возместить моральный вред. Также автосалону был назначен штраф за то, что организация отказалась добровольно удовлетворить требования покупателя в размере 5 тысяч рублей. Однако в выплате неустойки суд отказал. Аналогичные выводы сделал суд апелляционной инстанции. Свою позицию судьи объяснили нормами статьи 23.1 Закона о защите прав потребителей, которая предусматривает ответственность продавца в случае задержки передачи покупателю самого товара, а не документов к нему, как в спорной ситуации.
С такой позицией не согласился Верховный суд РФ, который признал отсутствие оригинала ПТС существенным недостатком товара. При отсутствии этого документа покупатель не может использовать автомобиль по прямому назначению. Если по требованию клиент недостаток не был устранен, то продавец должен нести ответственность, предусмотренную законодательством о защите прав потребителей. Судья сослались на нормы статьи 456 Гражданского кодекса РФ и указали, что продавец обязан передать вместе с товаром все относящиеся к нему документы. При этом, если срок передачи нарушен и недостаток товара не устранен в минимальный срок до 45 дней, то за каждый день просрочки продавец должен оплатить неустойку в размере 0,5% стоимости покупки. Кроме того, покупатель может потребовать вернуть деньги за товар и аннулировать договор.
Статья 456 ГК РФ. Обязанности продавца по передаче товара
Закона о защите прав потребителей