498
Оставить комментарий Распечатать

КоАП 2015-2016

Размер шрифта:
Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях - это один из тех основополагающих документов, которые чаще всего приходится изменять законодателям. В обзоре собраны самые важные поправки за 2015 - 2016.

Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях является одной из настольных книг любого бизнесмена, ведь именно по его статьям назначают наказания за нарушения. Поэтому, быть в курсе поправок в КоАП необходимо не только для того, чтобы заранее понимать меру наказания за свои ошибки, но и для того, чтобы этих ошибок избежать. Ведь всем давно известно, что незнание закона не освобождает от наказания. Однако, чтобы уследить за быстро меняющимися статьями кодекса, придется или каждый месяц покупать новую книгу, или просто следить за новостями Петербургского портала. Если что-то было упущено гражданами или бизнесменами в течение года, этот материал поможет восполнить пробелы.

Список поправок 2015 года:

Об уклонении работодателя от заключения трудового договора

О патентах для иностранных работников

Об ответственности за нарушение порядка спецоценки условий труда

Об ответственности управляющих компаний

О возможности уменьшения административных штрафов

Об ответственности за введение в обман покупателей

Об ответственности за отсутствие маркировки о ГМО

Об ответственности за пропаганду спайсов

Об ответственности при международных перевозках

Об электронных постановлениях

О нежелательных в России организациях

О банкротстве физических лиц

О специальных разрешениях на перевозку крупногабаритных грузов

О штрафах для большегрузов и системе "Платон"

Что ожидает КоАП РФ в 2016 году?


Главные изменения КоАП РФ в 2015 году.

(К списку поправок)



Об уклонении работодателя от заключения трудового договора

1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 421-ФЗЗ, которым введена новая мера ответственности за нарушение трудового законодательства. Поправки внесли в часть 3 статьи 5.27 КоАП РФ. В соответствии с ними была увеличена ответственность должностных лиц организаций-работодателей за уклонение ими от оформления трудового или гражданско-правового договора с работниками. Санкции за такое правонарушение были увеличены до 20 тысяч рублей для должностных лиц, до 10 тысяч рублей для предпринимателей, а для организаций до 100 тысяч рублей.

Чтобы избежать ответственности необходимо соблюдать требования Трудового кодекса РФ и своевременно оформлять трудовые отношения с работниками.

Тем более, что уже в конце года Минтруда предложил работодателям упрощенный вариант оформления сотрудников в виде типового трудового договора. Ответственность за его отсутствие будет аналогична ответственности за отсутствие обычного трудового договора.



О патентах для иностранных работников

(К списку поправок)

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" также вступил в силу 1 января 2015 года. Он изменил порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке. Существовавший ранее механизм квотирования заменили на патентную систему. Для получения такого патента, иностранному работнику требуется обязательная медицинская страховка.

Кроме того, определены требования к области действия патента и порядку соблюдения занесенных в него сведений. Работодателям запретили принимать на работу иностранцев на должности и специальности, не указанные в патенте. Соответствующие изменения были прописаны в КоАП РФ и введена ответственность в статье 18.15 КоАП РФ в виде штрафов для работодателей за "привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание".

Чтобы избежать такой ответственности, достаточно просто внимательно относиться к тому, что указано в патенте на работу иностранного гражданина, который собирается устроится на работу.

Брать его можно только в том случае, если действие патента распространяется на тот город и район, в котором находится организация, а также, если в патенте указана та профессия, на которую фактически трудоустраивается иностранец.



Об ответственности за нарушение порядка спецоценки условий труда

(К списку поправок)

1 января 2015 года была уточнена ответственность организаций за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, а также за допуск к работе работников, ответственных за охрану труда без проверки их знаний. Соответствующие поправки были внесены в статью 5.27.1 КоАП РФ. В этой же статье была предусмотрена ответственность работодателей за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты". В статью 14.54 КоАП РФ добавили ответственность для организаций, которые осуществляют проведение спецоценки условий труда, за нарушения в ее проведении.

Таким образом, законодатели существенно ужесточили требования к специальной оценке условий труда работников, и работодателям, чтобы избежать административной ответственности, приходится более внимательно относиться к вопросам ее проведения. А также следить, чтобы во время ее проведения не возникало нарушений.



Об ответственности управляющих компаний

(К списку поправок)

В начале января в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилась новая статья 7.23.3 КоАП РФ. Она регламентировала административную ответственность управляющих компаний за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. С этого момента УК приходится нести ответственность за неисполнение своих обязанностей по договорам с жильцами многоквартирных домов, а также нарушение условий таких договоров и правил ведения предпринимательской деятельности. Причем не только в виде выплат неустойки по гражданским договорам, но и в виде штрафов.

Примечательно, что такие штрафы могут быть взысканы с УК не только в пользу государства, но и в пользу жильцов, которые пострадали от ее действий.Чтобы избежать этой административной ответственности, управляющим компаниям придется более внимательно относиться к исполнению своих обязанностей, прописанных в Жилищном кодексе РФ, а также в договорах на обслуживание многоквартирных домов, заключаемых с собственниками помещений.

Если УК соблюдает все условия и не берет никаких лишних и необоснованных сборов с жильцов, то ей можно не опасаться КоАП РФ.



О возможности уменьшения административных штрафов

(К списку поправок)

11 января 2015 года в статье 4.1 КоАП РФ были уточнены общие правила назначения административных наказаний. Так, если у нарушителя были исключительные обстоятельства, непосредственно связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, а также личностью и имущественным положением самого нарушителя, то минимально допустимый размер наказания, предусмотренный соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть уменьшен судом на 50%.

Таким образом физические лица и организации получили реальную возможность уменьшить размер штрафа даже при условии наличия в их действиях состава инкриминируемого правонарушения. Что не замедлило проявится в судебной практике.

Эта норма реально сократила произвол уполномоченных органов при назначении административных наказаний. Ведь в большинстве случаев нарушители получали максимальную меру ответственности даже за незначительные нарушения.



Об ответственности за введение в обман покупателей

(К списку поправок)

Также, в январе 2015 года в статье 14.7 КоАП РФ были разделены виды обмана покупателей, а введение покупателей или клиентов в заблуждение было вынесено в отдельный пункт. При этом, серьезно увеличились штрафы за такое нарушение. Должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы на сумму от 3 тысяч рублей до 5 тысяч рублей, а юридические лица - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Под введением в заблуждение покупателей законодатель понимает неверную информацию, которую преподносит продавец о потребительских свойствах, качестве товара (работы, услуги). Под это понятие, кроме того, попадает и передача товара, не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям и продажа товаров с нарушением требований об указании их потребительских свойств или указание несоответствующих потребительских свойств.

Поэтому, избежать санкций по этой статье можно, если соблюдать требования законодательства об информировании покупателей и внимательно следить за тем, чтобы вся продукция соответствовала своим характеристикам. Ведь производит продукцию не сам продавец - однако именно он, в конечном итоге, отвечает за ее качество перед покупателями и законом.



Об ответственности за отсутствие маркировки о ГМО

(К списку поправок)

В продолжение вышеупомянутой поправки, в январе 2015 года в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилась еще одна новая статья 14.46.1 КоАП "Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы". Она была введена в кодекс Федеральным законом от 31.12.2014 N 521-ФЗ. Данной статьей предусмотрена административная ответственность производителей продуктов питания за отсутствие на этикетках или упаковке сведений о содержании в продукции ГМО. Индивидуального предпринимателя за такое нарушение могут оштрафовать на сумму от 20 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией товара, а организацию - на сумму от 100 тысяч до 300 тысяч рублей, также с конфискацией.

Заодно была усилена ответственность производителей за нарушение обязательных требований к маркировке. В статье 15.12 КоАП за такое правонарушение были увеличены штрафы до 300 тысяч рублей, в зависимости от тяжести допущенного нарушения и вида продукции.

Таким образом, административная ответственность предусмотрена не только для продавцов, но и для производителей, в первую очередь, продуктов питания. Надо отметить, что с момента введения новых санкций, они стали более внимательно относиться к маркировке своей продукции и указывать на этикетках более приближенный к реальности состав.

Хотя и не всегда, поскольку осенью 2015 года разразился скандал о фальсификации колбасы и молочной продукции. В итоге, даже членам Правительства РФ пришлось опровергать масштабы такой фальсификации, и вновь задуматься об ужесточении санкций для нерадивых бизнесменов.



Об ответственности за пропаганду спайсов

(К списку поправок)

Федеральный закон от 03.02.2015 N 7-ФЗ вступил в силу в феврале 2015 года и внес в КоАП РФ поправки, направленные на борьбу с оборотом спайсов и других потенциально опасных психоактивных веществ. Основные изменения в кодексе, естественно, связаны с употреблением таких веществ. Однако в несколько статей была внесена административная ответственность и для распространителей. В частности, в статью 6.9.1 КоАП РФ, статью 6.10 КоАП РФ и статью 6.13 КоАП РФ добавили ответственность за пропаганду их использования и вовлечение в употребление новых потенциально опасные психоактивных веществ несовершеннолетних.

Таким образом, под действие этих статей, при условии, что не будет усмотрен состав уголовного преступления, могут попасть владельцы и сотрудники ночных клубов, баров и других заведений, где любит проводить досуг молодежь.

Поэтому, к существующим обязанностям добавилась необходимость следить за своими сотрудниками и посетителями, чтобы не допустить незаконной пропаганды и распространения «спайсов».



Об ответственности при международных перевозках

(К списку поправок)

Федеральный закон от 24.11.2014 N 362-ФЗ в феврале 2015 года ввел административную ответственность водителей за осуществление международных автомобильных перевозок с ненадлежащим образом заполненными разрешениями. При этом, наличие разрешения на осуществление международных перевозок, если оно незаполнено или заполнено ненадлежащим образом, влечет за собой штраф на водителя транспортного средства в размере от 100 тысяч до 150 тысяч рублей. До этого их штрафовали только за отсутствие разрешения. А максимальный размер штрафа составлял до 5 тысяч рублей на водителя, и до 500 тысяч на транспортную компанию.

Законодатели сочли, что усиление ответственности для водителей будет лучше стимулировать соблюдение ими принятого порядка оформления разрешений и своевременное проставление на них отметок уполномоченными органами.

Таким образом, перевозчики переложили часть своей ответственности за соблюдение законодательства в части оформления документов, на своих сотрудников. Которым, в свою очередь, пришлось изучить требования к заполнению разрешений на осуществление международных перевозок и проверять полученные для рейса документы.



Об электронных постановлениях

(К списку поправок)

В марте КоАП РФ был дополнен возможностью издавать постановления о привлечении к административной ответственности как судами, так и другими уполномоченными органами в электронном виде. Такие поправки были внесены в статью 29.10 КоАП РФ "Постановление по делу об административном правонарушении". С этого момента постановления можно оформлять в виде электронного документа, заверенного судьей или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью.

Такое электронное постановление можно направлять для исполнения посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, даже для бумажных постановлений предусмотрена возможность изготовления электронной копии, для более оперативного документооборота между ведомствами.



О нежелательных в России организациях

(К списку поправок)

3 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23.05.2015 N 129-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который добавил в КоАП РФ новую статью 20.33 КоАП РФ "Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности". Этой статьей была введена административная ответственность за осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, признанной нежелательной на территории РФ, как для самой организации, так и для ее сотрудников. При этом, размер административного штрафа для граждан составил от 5 тысяч до 15 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Во избежание такой административной ответственности гражданам следует более внимательно относиться к изучению организаций, где они работают, или куда собираются устроиться на работу. Для этого достаточно изучить список нежелательных организаций, утвержденный чиновниками.



О банкротстве физических лиц

(К списку поправок)

В июне 2015 года, в связи с вступлением в силу законодательной нормы о банкротстве физических лиц КоАП РФ также пополнился новыми нормами, связанными с таким банкротством. В частности, в статью 14.12 КоАП РФ «Фиктивное или преднамеренное банкротство» добавили ответственность граждан за такого рода правонарушения. Ответственность предусмотрели в виде административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей.

Также поправки внесли в статью 14.13 КоАП РФ, которая регламентирует ответственность за неправомерные действия при процедуре банкротства. Такое правонарушение может обойтись гражданину в сумму от 4 тысяч до 5 тысяч рублей.



О специальных разрешениях на перевозку крупногабаритных грузов

(К списку поправок)

В июля 2015 года законодатели взялись за дальнобойщиков. Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ в КоАП РФ была добавлена новая статья 5.63.1 КоАП РФ, которой введена административная ответственность за отсутствие специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства. Так, нарушение установленных сроков согласования маршрутов тяжеловесного или крупногабаритного транспорта или получения специального разрешения на движение по автомобильным дорогам влечет за собой административный штраф на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей.

Кроме того, в статье 12.21.1 КоАП РФ уточнили положения об административной ответственности владельцев грузовиков за нарушение правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства. Максимальный штраф по этой статье составил 250 тысяч рублей.

Надо отметить, что это были только первые звоночки для владельцев большегрузов. Однако, для того, чтобы избежать ответственности, им пришлось более внимательно следить за движением грузовиков с негабаритными размерами или превышением разрешенной массы. А также своевременно получать и обновлять все необходимые разрешительные документы.



О штрафах для большегрузов и системе "Платон"

(К списку поправок)

15 ноября 2015 года Федеральным законом от 03.11.2015 N 304-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.5 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". была введена административная ответственность организаций-перевозчиков за нарушение "законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, устанавливающего внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн".

В Кодексе появилась новая статья 12.21.3 КоАП РФ, по санкциям которой за проезд большегрузов на автотрассам федерального значения без внесения платы в систему "Платон" предусмотрен административный штраф в размере до 40 тысяч рублей для граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и до 450 тысяч рублей -для юридических лиц. Повторное правонарушение обойдется гражданам в 50 тысяч рублей, а юридическим лицам в 1 млн рублей.

Надо отметить, что не успела эта статья вступить в силу, как Минтранс объявил мораторий на ее применение, и внес в парламент законопроект о снижении размеров штрафов.

Новый закон был принят в начале декабря и штрафы по статье КоАП РФ 12.21.3 были снижены многократно - до 5 тысяч для граждан, включая ИП, и до 15 тысяч для организаций-перевозчиков.



Что ожидает КоАП РФ в 2016 году?

(К списку поправок)

1 января 2016 года вступает в силу Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 437-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения". Этим законом в КоАП РФ будут внесены поправки, позволяющие уменьшать размер административного штрафа в два раза, при условии его уплаты в течение 20 дней со дня вынесения постановления о привлечении лица к административной ответственности. Правда, такая возможность предусматривается далеко не для всех правонарушений. Воспользоваться ей смогут только нарушители правил дорожного движения, не совершившие серьезных проступков. В частности, таких, как: управление автомобилем в пьяном виде, превышение скоростного режима более чем на 40 километров в час, проезд на запрещающий сигнал светофора или другие, подобные нарушения.

Еще одно нововведение в КоАП РФ предусмотрено проектом Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", который недавно прошел первое чтение в Государственной Думе. Когда закон примут окончательно, будет введена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов. В статью 12.31.1 КоАП РФ добавят санкции за такие правонарушения в виде штрафов в размере 2,5 тысяч рублей для водителей транспортных средств и в размере 200 тысяч рублей для организаций-перевозчиков.

Также, в первом чтении депутатами Государственной Думы был принят правительственный законопроект "О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", направленный на совершенствовании административного законодательства в сфере бухгалтерского учета. Принятие этого закона изменит статью 15.11 КоАП РФ, которая регламентирует ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности. За такое деяние в 2016 году может быть установлена ответственность для бухгалтеров в виде штрафа в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей или дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.

При этом, под грубым нарушением законодатель понимает занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% из-за искажения данных бухгалтерского учета, вольное или невольное искажение одного или нескольких любых показателей бухгалтерской отчетности, а также другие проступки бухгалтеров.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай