696
Оставить комментарий Распечатать

Ритейлерам ограничили бонусы и сроки оплаты продукции

Размер шрифта:
Президент России подписал закон, ужесточающий условия работы ритейла. Торговым сетям ввели фиксированные сроки оплаты некоторых видов товаров, а также ограничения по ретро-бонусам от поставщиков. Новые правила заработают через полгода.

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антимонопольного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности" , ограничивающий размер премий для торговых сетей (ретро-бонус), а также сроки оплаты за поставленные товары.  Документ, опубликованный в понедельник на официальном портале правовой информации, был принят Госдумой 24 июня и одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года.

Ранее Правительство России разработало  пакет большой поправок ко второму чтению законопроекта № 704631-6.  Его внесла группа депутатов во главе с Ириной Яровой, которые  озаботились положением отечественных производителей и поставщиков и решили поддержать их в неравной борьбе с торговыми сетями.

Выступая тогда перед депутатами Госдумы, один из авторов документа, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая заявила, что все предлагаемые меры – это «цивилизованный баланс интересов, подтвержденный мировой практикой».

Напомним, поправки к Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» были разработаны представителями фракции «Единая Россия». Они предусматривают сокращение минимального размера премии за оптовые закупки с 10 до 3 процентов от цены приобретенных товаров. Причем, в эти 3% должна входить стоимость услуг по продвижению товаров – их реклама, специальный способ размещения на полках, исследования потребительского спроса и пр.

Одновременно депутаты предложили в два раза сократить отсрочку платежей за поставки скоропортящихся продуктов (с 10 до 5 дней), а остальных товаров – на 10 дней. За продукцию с месячным сроком реализации торговым сетям теперь придется расплачиваться в течение 20 дней (сейчас 30), а за товары длительного хранения – в течение 35 дней (сейчас 45).

Чтобы владельцам торговых сетей не захотелось нарушать закон, единороссы вводят и дополнительную ответственность для магазинов. Навязывание дополнительных услуг по продвижению товаров предлагается штрафовать пятимиллионным штрафом, а должностных лиц планируют дисквалифицировать на срок до полугода либо наказывать 50 тысячами рублей.

Пока обсуждаемый документ прошел только первое чтение.  До второго не дошло потому, что его авторы активно добиваются ужесточения санкций вплоть до приостановления деятельности, а бизнес и некоторые чиновники выступают против. Баланс мнений выразился в поправках, разработанных Правительством РФ. Чиновники предлагают, в частности:

  • установить совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг не более 5 %  от цены приобретенных продовольственных товаров;
  • обязать торговые сети оплачивать  продовольственные товары со срок ом годности установлен до 10 дней от даты производства,  не позднее чем спустя  8 рабочих дней со дня их приемки на реализацию;
  • обязать торговые сети  оплачивать  продовольственные товары со срок ом годности установлен от 10 до 30 дней от даты производства, не позднее чем спустя  25 календарных дней со дня их приемки на реализацию;
  • обязать торговые сети  оплачивать  продовольственные товары со срок ом годности установлен свыше 30 дней от даты производства, а также алкогольную продукцию отечественного производства, не позднее чем спустя  40  календарных дней со дня их приемки на реализацию
  • Запретить включать в договор поставки продовольственных товаров условия о совершении ритейлером услуг по продвижению таких товаров, подготовке, обработке и их упаковке, а также иных подобных услуг;
  • Запретить понуждение контрагентов к заключению отдельных договоров возмездного оказания услуг (в том числе с третьими лицами), по продвижению продовольственных товаров, услуг по их подготовке, обработке и упаковке, а также иных подобных услуг.

Таким образом, чиновники согласились с ужесточением требований к продаже ритейлерами продовольственных товаров. Ведь их поправками предусмотрено сокращение сроков оплаты и жесткий запрет на услуги по продвижению продажи продуктов в торговых сетях. Именно такие ограничения в итоге и были приняты.  По новым нормам, совокупный размер бонуса, уплачиваемого поставщиком, не будет больше 5%. В расчет ретро-бонуса должны быть включены логистические и  маркетинговые услуги, а также услуги по предпродажной подготовке товаров. Сроки оплаты продукции сокращены, в случае с продовольственными товарами со сроком годности менее 10 дней, до 8 дней с момента приемки, в случае с товарами со сроком годности от 10 до 30 дней - до 25 дней с момента поступления в магазин, а в случае с товарами со сроком годности свыше 30 дней, включая российский алкоголь - до 40 дней.

Сами ритейлеры, хоть и опасаются введения новых санкций, считают , что революционного влияния на рынок поправки не окажут. По мнению директора по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрия Вострикова, изменить ситуацию поможет внедрение системы саморегулирования, а также беспрекословное соблюдение Кодекса добросовестных практик всеми участниками процесса.

Новый закон официально опубликован 4 июня 2016 года и вступит в силу через 180 дней.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай