1 670

Учёт расходов по основной деятельности

Размер шрифта:

А теперь вдохнули поглубже… Открываем один из самых важных (если не самый важный) разделов бухгалтерского учёта – учёт расходов по основной деятельности. В принципе, к данному разделу мы уже подбирались, разбирая, в частности, учёт МПЗ и основных средств. Теперь займёмся расходами вплотную. Как таковыми.

Перво-наперво определимся с вопросом о разграничении расходов по основной деятельности и прочих расходов. Как же их разграничить? Опять-таки с помощью показателя существенности, который тоже должен быть определён заранее. Собственно говоря, этого момента мы уже касались применительно к доходам. С расходами всё то же самое, только на сей раз мы опираемся уже на ПБУ 10/99 «Расходы организации» (см. абзацы 2 – 4 пункта 5 раздела II ПБУ 10/99). Следовательно, если мы уже определились, каким образом мы квалифицируем доходы от предоставления имущества в аренду, по предоставлению прав за пользование объектами интеллектуальной собственности, а также доходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, то можно считать, что с расходами по указанным направлениям мы также определились. Автоматически. Если эти доходы «прочие», то прочие и расходы, с их извлечением связанные. Если же доходы основные, то расходы тоже основные. Просто и понятно. Как толковый словарь. Ещё один момент, который применительно к расходам, организация решает для себя автоматически – признание расходов в бухгалтерском учёте по мере оплаты (согласно абзацу 2 пункта 18 раздела IV ПБУ 10/99). Нельзя же, в конце концов, доходы определять по мере фактического поступления, а расходы – по мере совершения. Этак учёт совсем пойдёт наперекосяк! Стало быть, если доходы в бухгалтерском учёте признаются по кассовому методу, то и расходы – тоже по кассовому. Кто хочет применить данный способ – пусть применяет! Только не забудем, что право на такой метод имеют только субъекты малого предпринимательства. Что дальше? Теперь определим, каким образом мы будем учитывать расходы. Что значит «каким»? Объясняю – либо валим все расходы в кучу без всякой аналитики либо каким-то образом их распределяем между конкретными видами продукции (работ, услуг). Метод учёта, при котором бухгалтерская аналитика расходов отсутствует, ещё в советские годы получил полуофициальное название «котлового». Почему именно так, по-моему, ясно – все расходы организации учитываются в одном месте («котле»), при этом единственным важным моментом признаётся только итоговый размер понесённых затрат. И с давних пор этот метод неизменно подвергался критике, хотя сам по себе он не так уж и плох. Например, при выпуске однородной и массовой продукции (работ, услуг), когда деление просто не имеет никакого смысла. Но вот в других случаях… Тут уже котловой метод будет малоэффективен. Куда интереснее, когда уже на стадии несения расходов их можно разнести по конкретному адресу – заказу, направлению деятельности или ещё как-то. В общем, распределение производится некоторым аналитическим способом. Что ж, для удобства назовём метод, альтернативный «котловому», аналитическим. Кстати, в некоторых отраслях, в частности, в строительстве и научно-исследовательской деятельности , используется один из подвидов «аналитического метода» - позаказный, причём его применение носит обязательный характер. Но это не наш случай, как вы понимаете – если что-то «обязательно», то в учётной политике указывать на это лишний раз не нужно – и так ясно. Выбирая «аналитический метод» распределения затрат, организация может позволить определять рентабельность видов деятельности, продукции, постоянных покупателей и вообще любого направления деятельности. На уровне отчётности подобное деление уже присутствует – действует же сейчас ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» (а до него было ПБУ 12/2000 с аналогичным названием). Так почему бы не производить сегментацию расходов уже на стадии бухгалтерского учёта? Это не обязательно, но желательно. Не для всех, конечно, а только для тех, у кого деятельность может каким-то образом быть сегментирована. По факту некоторые организации ведут подобный раздельный учёт затрат. А вот в учётной политике почему-то написать об этом забывают. Следующие моменты, касающиеся раскрытия в учётной политике особенностей учёта расходов, связаны с порядком учёта и распределения их отдельных направлений. Тех, что учитываются на отдельных балансовых счетах – настолько важно их обособление в учёте для аналитических целей – расходы на изготовление полуфабрикатов (балансовый счёт 21), общепроизводственные (балансовый счёт 25) и общехозяйственные расходы (балансовый счёт 26), а также расходы будущих периодов (балансовый счёт 97). Сразу возникает вопрос – а всегда ли нужна подобная аналитика? Ну, разумеется, не всегда. При малом количестве штатных единиц, небольшом управленческом аппарате, либо когда руководство самым непосредственным образом задействовано в производственном процессе, не имеет большого смысла раздувать количество балансовых счетов. Куда проще всё аккумулировать в одном месте – на балансовом счёте 20 «Основное производство». И обязательно зафиксировать данный факт в учётной политике. Как вы понимаете, это в первую очередь касается микропредприятий. А остальные? А остальные пусть ведут учёт так, как предписывает «План счетов…». (Продолжение следует) Статьи цикла:

Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.

До следующей встречи!