Акт приема-передачи денежных средств: порядок составления и образец

Размер шрифта:

Акт приема-передачи денежных средств — документ, подтверждающий факт передачи денежных средств в процессе исполнения договора или при ином основании передачи наличных сумм.

Когда нужен акт приема-передачи денежных средств

Документ составляют при денежных расчетах наличными, при передаче наличных во владение (подотчет) между двумя субъектами. При безналичных расчетах его не составляют, перевод денег с одного счета на другой подтверждает банк отметкой на платежном поручении или чеком.

При наличном расчете за товары, работы или услуги продавец (исполнитель) обязан подтвердить факт передачи ему денежных средств чеком или бланком строгой отчетности (ФЗ №54 от 22.05.2003), если он юрлицо или ИП. В рамках нерасчетных отношений факт передачи наличных подтверждают актом приема-передачи (выдача займа). Отметим: не все продавцы (исполнители) добросовестно выполняют обязанность по применению кассовых аппаратов и бланков строгой отчетности (БСО), поэтому при отсутствии чека и БСО рекомендуем письменно зафиксировать передачу денег.

При возникновении обязательств по договору займа между физическими лицами составляют акт, а если наличные передаются организации, подтверждением получения денег будет квитанция к приходному кассовому ордеру по форме №КО-1 (утв. постановлением Госкомстата №88 от 18.08.1998). Наряду с квитанцией допустимо составить передаточный документ.

При расчетах между физическими лицами передаточный документ составляется всегда.

Наличные денежные средства передаются от одного субъекта к другому и в процессе эксплуатации кассового оборудования. При смене кассира обычно оформляют акт инвентаризации наличных денежных средств по форме №ИНВ-15 (утв. постановлением Госкомстата №88 от 18.08.1998), дополнительно ничего составлять и фиксировать не нужно.

Почему нельзя ограничиться распиской

Суды не всегда считают факт передачи денег и факт наличия заемных отношений доказанным при наличии только расписки в качестве подтверждающего документа (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации №18-КГ15-90 от 23.06.2015). В расписке не всегда удается полно и безошибочно указать все необходимые данные. Обычно ее пишут от руки, в простой письменной форме, забывая указать основание передачи денег (договор купли-продажи, заемные отношения), срок их возврата (при займе), обязательные реквизиты и пр. С целью исключения возможных притязаний рекомендуем наряду с распиской (при отсутствии основного договора) составить передаточный документ, который безоговорочно фиксирует момент передачи денег.

Кто и по какой форме составляет

Законом не установлена обязательная форма, поэтому допускается свободная письменная. Не следует использовать специальные бухгалтерские формы, утвержденные правительством, в процессе небухгалтерской деятельности.

Документ составляет любая сторона правоотношений на основе совместной договоренности. Закон не возлагает обязанности по составлению документа на конкретный субъект правоотношений.

Содержание акта приема-передачи

Из содержания должно следовать, кто передает, кто получает деньги, в каком размере и за что (основание). Укажите дату и место составления. Обязательно наличие реквизитов (паспортных данных), местонахождения сторон. Сумму укажите цифрами и прописью.

Поставьте подписи и печати (при наличии). В случае составления акта на нескольких листах ставьте подписи на каждом листе. Рекомендуем Ф. И. О. подписывающих лиц написать от руки. Документ составляется в двух экземплярах — по одному для каждой из сторон.

Образцы

Используйте этот образец акта передачи денежных средств:

Шаблон:

АКТ

получения денежных средств

г. _______________

«__» ___________ ____ г.

____________________________________, именуем__ в дальнейшем «Продавец»,

(наименование организации)

в лице ___________________________________________________________________,

(должность, Ф. И. О.)

действующ__ на основании ______________________________, с одной стороны и

(устава, доверенности)

гражданин(ка) РФ _____________________________, именуем___ в дальнейшем

(Ф. И. О. гражданина(ки))

«Покупатель», паспорт серии _____ № __________, выдан ____________________,

(когда, кем)

проживающ___ по адресу: __________________________________________________,

с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», по отдельности «Сторона»,

подписали настоящий акт о нижеследующем:

1. Покупатель передал, а Продавец принял _____ (________________) рублей

в счет оплаты товаров: _____________________________________.

2. Настоящим актом Стороны подтверждают, что Покупатель исполнил свои

обязательства по оплате товара в полном объеме и надлежащим образом.

Продавец: Покупатель:

______________/________________ ______________/________________

М. П.

Как долго хранить документ

Специальный срок хранения законом не установлен. Рекомендуем по аналогии со ст. 29 ФЗ №402 от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» хранить документ не менее пяти лет.


Оставить комментарий Распечатать
Челозерцева Александра
Челозерцева Александра Юрист по корпоративным вопросам

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.