Верховный суд о госзакупках. День за днем. 28.07.25

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ о невозможности отказа в оплате подрядчику из-за отсутствия у заказчика финансирования и об обязательствах заказчика по изменению цены контракта по результатам повторной госэкспертизы при условии доведения лимитов бюджетных обязательств.

Навигация

Отказ в оплате подрядчику из-за отсутствия бюджетного финансирования недопустим

Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что само по себе отсутствие у заказчика денежных средств, в том числе в связи с неполучением финансирования из бюджета, не может являться основанием для отказа подрядчику в праве на получение оплаты выполненных работ с учетом их удорожания, рассчитанного в соответствии с Методикой № 841/пр и положительным заключением повторной государственной экспертизы, даже в случае увеличения цены контракта более чем на 30%. Закон о бюджете на конкретный финансовый год лишь создаёт надлежащие условия для реализации норм, закреплённых в иных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т. е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов, и как таковой не порождает и не отменяет прав и обязательств, а потому не может в качестве lex posterior (последующего закона) изменять положения других законов, затрагивающих государственные расходы, и тем более — лишать их юридической силы (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2018 № 33-П).

ВАЖНО!
Согласно пункту 2 Постановления № 680 изменения существенных условий контракта, в том числе влекущие увеличение цены контракта более чем на 30 процентов, могут быть внесены государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств в пределах доведённых в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения соответствующего контракта. Поэтому, что в данной ситуации заказчик должен на основании представленного подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы внести изменения в контракт в части установления цены, установленной по достоверной стоимости подлежащих выполнению работ.

Документ: Определение Верховного суда РФ от 23 июля 2025 года № 306-ЭС25-6245 по делу №А49-12168/2023, Постановление АС Поволжского округа от 31 марта 2025 года по делу № А49-12168/2023.

Закупочная практика - колонка эксперта Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.