Верховный суд о госзакупках. День за днем. 18.02.25

Размер шрифта:

Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно признания недействующим разъяснения ФАС России о предоставлении преференций региональным общественным объединениям инвалидов в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.

Навигация

Преференции для организаций инвалидов в контрактной системе

Верховный суд РФ признал недействующим разъяснения ФАС России от 10 июля 2024 года № МШ/60841/24. По вопросу применения статьи 29 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее — Письмо), т.к. региональное общественное объединение, которое является структурным подразделением общероссийской общественной организации инвалидов, имеет право на получение преференций в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.

Доводы представителей ФАС России о неполноте правового регулирования статьи 29 Закона о контрактной системе и необходимости внесения соответствующих изменений лишены правовых оснований, при этом положения статьи 14 Закона об общественных объединениях и статьи 29 Закона о контрактной системе не свидетельствуют об ошибочном их применении на практике. Такое правоприменение соответствует правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23 декабря 1999 года № 18-П.

Таким образом, анализ абзацев одиннадцатого — тринадцатого Письма позволяет сделать вывод, что сформулированные в нем разъяснения выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) положений статьи 14 Закона об общественных объединениях, статьи 29 Закона о контрактной системе, влекут изменение правового регулирования и устанавливают не предусмотренные ими общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение как ФАС России, так и его территориальными органами и участникам контрактной системы в сфере закупок, в адрес которых направлено Письмо.

Изложенное в оспариваемом письме толкование названных выше норм Закона об общественных объединениях и Закона о контрактной системе применяется в качестве нормативного обоснования правоприменительного решения. Поскольку Письмо оказывает регулирующее воздействие на отношения, связанные с предоставлением преференций в силу статьи 29 Закона о контрактной системе, и создает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, оно подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

Документ: Решение Верховного суда РФ от 16 января 2025 года № АКПИ24-965.

Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ:

Кулаков Александр Юрист, эксперт по госзакупкам

25 лет работы юристом, специализация на защите прав участников закупок. Веду Телеграм-канал, где анализирую решения судов и антимонопольных органов по госзакупкам.