Рассмотрены позиции Верховного суда РФ относительно правомерности заключения нескольких малых контрактов с одним поставщиком для завершения работ по одному объекту и обязательности применения списания неустойки подрядчику вне зависимости от согласия сторон и условий оплаты.
Навигация
Объединение малых закупок у единственного поставщика для завершения одного контракта
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что проведение четырёх малых закупок у единственного поставщика на сумму не более 600 000 рублей для выполнения работ на одном и том же объекте, с целью завершения исполнения ранее заключённого, но не исполненного контракта, способствует созданию преимущественного положения единственному подрядчику, лишает возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать своё право на заключение указанных контрактов и является основанием для признания указанных контрактов с единственным поставщиком недействительными независимо от их фактического исполнения. В результате не обеспечивается равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.
Определение Верховного суда РФ от 15 апреля 2025 года №301-ЭС25-2094 по делу №А79-10324/2023, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2024 года по делу №А79-10324/2023.
Императивность списания неустойки подрядчику по государственным и муниципальным контрактам
Верховный суд РФ согласился с нижестоящим судом в том, что наличие согласованной воли сторон при заключении контракта на удержание неустойки заказчиком из суммы оплаты по контракту и наличие согласия подрядчика на удержание пени не являются основаниями для отказа от списания начисленной подрядчику неустойки, не превышающей 5% от цены исполненного контракта, так как положения Правил № 783 носят императивный характер и не могут быть изменены соглашением сторон (условиями государственного контракта). Установленное законодателем списание неустойки подлежит применению к отношениям сторон по всем контрактам, заключённым в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд и исполненным в полном объёме, вне зависимости от предусмотренных условий в части порядка оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); иное толкование положений законодательства лишало бы участника отношений права на применение предусмотренных мер поддержки и ставило бы его в неравное положение с другими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) государственных (муниципальных) контрактов (см. Определение ВС РФ от 15.05.2019 № 306-ЭС18-23601).
Определение Верховного суда РФ от 28 марта 2025 года №307-ЭС25-1642 по делу №А56-6564/2024, Постановление АС Северо-Западного округа от 19 декабря 2024 года по делу №А56-6564/2024.
Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ: