Рассмотрены позиции Верховного суда РФ касательно недействительности одностороннего отказа школы от госконтракта на энергосбережение, преференций для региональных общественных организаций инвалидов в контрактной системе и признания недействительным письма ФАС о применении закона о контрактной системе.
Навигация
Недействительность одностороннего отказа от госконтракта на энергосбережение
Верховный суд РФ согласился с нижестоящими судами в том, что односторонний отказ заказчика (школы) от исполнения госконтракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления в школе, является недействительным, если, по мнению заказчика, причина расторжения госконтракта была в ненадлежащем проведении работ подрядчиком по поддержанию нормативной температуры в помещениях школы (допустимая температура воздуха в организациях для детей старше 7 лет и молодежи в рекреации — 18–24 градусов, в учебных помещениях — 18–24 градусов, в спортивном и актовом залах — 18–20. При отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15 °C, пункт 98 СанПиН 1.2.3685-21), а по факту причинами низких температур стали действия самого заказчика:
- стороны школы не выполняют мероприятий по ремонту находящейся в неисправном состоянии приточной вентиляции, что и приводит к нарушению воздушно-теплового режима и появлению грибка;
- причина замерзания воды в трубах и радиаторах отопительной системы в помещениях № 64 и 66 была в том, что обводная задвижка балансировочного клапана на обратном трубопроводе линии теплоснабжения актового зала и столовой была перекрыта. Факт несанкционированного перекрытия задвижки подтвержден слесарем школы;
- бездействие школы, которая не приняла мер по устранению сквозных щелей в подсобном помещении, несмотря на указания подрядчика по госконтракту;
- не выполнены указания подрядчика о замене в спортзале двери аварийного выхода, а также не утеплен потолок, не демонтированы ограждающие конструкции на радиаторах отопления, не заменены составные стекла в оконных рамах (также и в библиотеке и в кабинетах 7 и 23);
- в помещении раздевалки работников кухни не утеплены стены, на отопительных приборах не установлены регулировочные вентили;
- в актовом зале не убраны с отопительных приборов ограждающие конструкции, не закрыты окна первого контура.
Документ: Определение Верховного суда РФ от 11 апреля 2025 года № 301-ЭС25-1907 по делу № А82-11538/2023, Постановление АС Второго арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2024 года по делу № А82-11538/2023.
Преференции для региональных организаций инвалидов в контрактной системе
Верховный суд РФ признал заслуживающим внимания довод о том, что региональные общественные организации инвалидов обладают правом на преференции, предусмотренные Законом о контрактной системе, т. к. региональные организации (отделения) являются частью многоуровневой структуры общероссийского общественного объединения, что в полной мере соответствует практике арбитражных судов при рассмотрении аналогичных споров, в том числе поддержанной Верховным судом Российской Федерации (определение от 18 сентября 2019 г. № 307-ЭС19-15772, от 17 июня 2020 г. № 310-ЭС20-9439, от 27 января 2025 г. № 302-ЭС24-24579).
Документ: Определение Верховного суда РФ от 11 апреля 2025 года № 305-ЭС25-2383 по делу № А40-42611/2024.
Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ: