92 404

Инструкция: добавляем в ЕИС новую электронную подпись

Размер шрифта:

Обновление ЭЦП в ЕИС остается актуальной проблемой как для новичков госзаказа, так и для старожилов. Постоянно меняются правила настройки, программы, и каждый раз специалисты сталкиваются с рядом новых для себя проблем. Мы разобрались и рассказываем, как обновить ЭЦП в ЕИС в 2022 году.

Навигация

Последние изменения в правилах работы с электронной подписью

Использование ЭП регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ. С 2022 года вступили в силу поправки в закон, которые изменили правила работы с электронной подписью. Теперь функции по выпуску квалифицированной электронной подписи (КЭП) для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов возложены на ФНС России. С 01.01.2022 сотрудники вправе подписывать и личные, и рабочие документы собственной ЭЦП (пп. 2 п. 1 ст. 17.2, п. 2 ст. 17.3 476-ФЗ). С 1 января 2022 года сотрудникам, руководители которых получили электронную подпись ФНС, стали необходимы личные электронные подписи. Получают подписи сотрудники в аккредитованных УЦ. Помимо ЭП, им понадобится машиночитаемая доверенность. Использование машиночитаемой доверенности стало обязательным с начала этого года.

Для получения КЭП понадобятся следующие документы:

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Покупают такой носитель обычно у дистрибьюторов-производителей и в специализированных интернет-магазинах. Кроме того, допустимо использовать уже имеющиеся носители, если они соответствуют требованиям. Один токен может использоваться для хранения нескольких КЭП и сертификатов к ним.

Зачем обновлять электронную подпись

Цифровая подпись применяется заказчиками и поставщиками для совершения действий в Единой информационной системе и для работы на торговых площадках. Публикация извещения, определение победителя процедуры закупки, заключение контракта, размещение информации об исполнении контракта и другие действия заказчика осуществляются посредством электронного документооборота, в котором все документы утверждаются цифровой подписью руководителя или сотрудника, которого уполномочил на эти действия руководитель организации. А вот действия исполнителя госзаказа, которые невозможно выполнить без ЭЦП: подача заявок на участие в конкурентных процедурах, подача запросов разъяснений на положения документации и на результаты определения победителя, заключение контрактов и т.д. Без входа в личный кабинет ЕИС по сертификату для исполнителя невозможно размещение документа об исполнении контракта.

ВАЖНО!
Если не провести регистрацию новой ЭЦП в ЕИС ни заказчик, ни исполнитель не смогут осуществлять никакие действия в информационной системе.

Всем известно, что уникальный токен-ключ в ЕИС — это секретный набор символов, доступ к которому имеет только собственник. После получения токен-ключа внешняя система использует его для запроса своих данных из ЕИС и для загрузки данных в ЕИС от имени такого пользователя. Если какая-либо из внешних систем выдает ошибку: «отсутствует уникальный токен-ключ для ЕИС», то это означает, что эта система не интегрирована с ЕИС, то есть обмен данными между системами невозможен. Решается это крайне просто: в регистрационных данных надо заполнить поле «Идентификатор токен-ключа». Обычно вопрос, где посмотреть уникальный токен-ключ в ЕИС, возникает при регистрации пользователя в системе оперативного контроля исполнения контрактов по Московской области ПИК ЕАСУЗ. Действия следующие:

Шаг 1. Заходим в личный кабинет ЕИС.

ШАГ 2. Переходим во вкладку «Профиль участника».

ШАГ 3. Там копируем токен-ключ.

Пользователю необходимо заполнить уникальный токен-ключ исполнителя в ЕИС после получения нового сертификата электронной подписи. В функционале Единой информационной системы доступна кнопка «Обновить уникальный токен-ключ (идентификатор GUID)». При ее нажатии обновляются значение параметра и срок действия токен-ключа. Срок действия уникального токен-ключа по умолчанию равен 1 году с момента его создания.

Вот как это выглядит в профиле участника:

Также один из частых вопросов, задаваемых специалистам технической поддержки: по ключу нет информации об аутентифицированном пользователе ЕИС. Эта ошибка означает, что ваш сертификат электронной подписи, который используется для входа, не привязан к учетной записи. Это означает, что вы пытаетесь войти по новому сертификату, который еще не зарегистрирован в ЕИС.

Регистрация новой подписи

Вот краткая инструкция, как в ЕИС добавить новый сертификат:

  • зайти в личный кабинет ЕИС;
  • загрузить новую подпись;
  • проверить, все ли работает корректно.

Схема смены старого ключа на новый не поменялась. Есть возможность смены подписи с помощью функционала сайта Госуслуг. Ниже приведен алгоритм, как обновить электронную подпись на Госуслугах:

  • зайти в ЕСИА под ЭЦП руководителя. При входе в ЕСИА в личном кабинете организации выбрать «Вход с помощью электронной подписи» и зайти под ЭЦП руководителя;
  • перейти в раздел «Данные об организации», «Общие данные». Нажать «Перейти к редактированию». Выбрать «Доступ к системам» — Единая информационная система. Внести в группу уполномоченных обновленную ЭЦП руководителя;
  • зайти в ЕИС под новым сертификатом. Роль руководителя обновится.

В случае смены руководителя или увольнения сотрудника, который занимался закупками, его ЭЦП необходимо исключить, зарегистрировав подпись нового ответственного лица.

Вот инструкция, как сменить пользователя в ЕИС:

  • зайти в личный кабинет Единой информационной системы;
  • на вкладке «Зарегистрированные пользователи организации» выбрать пользователя с полномочиями — «Руководитель организации», «Администратор организации»;
  • нажимаем правую кнопку мыши и вызываем контекстное меню. У пользователя, ЭЦП которого собираемся отвязать, выбрать пункт «Отвязать сертификат». При нажатии «Продолжить» система автоматически отвязывает ключ от учетной записи;
  • затем необходимо перейти в личный кабинет в раздел «Зарегистрированные пользователи организации» и нажать кнопку «Зарегистрировать пользователя».
ВАЖНО!
Предъявленный вами сертификат не закреплен за учетной записью уполномоченного лица организации в ЕИС — частично означает, что есть несовпадения по ФИО, СНИЛС, ИНН и других регистрационных данных в сертификате.

Возможные проблемы

Вот список основных проблем, с которыми сталкиваются пользователи при регистрации ЭЦП:

  • сбои в функционировании сайта. Когда на сайте Единой информационной системы проводятся регламентные работы, не следует регистрировать новую электронную подпись. Либо привязка пройдет некорректно и впоследствии будут возникать проблемы, либо привязка окажется просто невозможна. Дождитесь завершения работ и корректной работы сайта;
  • всплывающие окна неактивны. Этот момент обычно решается путем добавления сайта в список доверенных;
  • система блокирует любые действия. Проверьте свои права администратора. В случае их отсутствия данное действие невозможно;
  • сведения в личном кабинете не воспроизводятся, отображаются неточно или в неполном объеме. Тут присутствуют проблемы в браузере или его настройках. Вам поможет программа настройки в ЕИС либо звонок в службу техподдержки.
Овечкина Александра