Анализ государственных закупок — это инструмент перспективного развития компании в тендерах. Исследование проводят на начальном этапе становления бизнеса и регулярно в будущем. Такой подход позволяет избежать ошибок и выстраивает работу наиболее эффективно.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Анализ государственных закупок помогает лучше понимать рынок и планировать участие в тендерах.
- Для успешного участия в тендерах нужно знать специфику своей отрасли и использовать эти знания.
- Анализ показывает, как развить компанию и заработать больше на госзакупках.
- Исследование помогает выявить риски и способы их минимизации.
- Вся собранная информация структурируется и представляется в виде отчета с графиками и диаграммами.
Зачем проводить анализ госзакупок
Рынок госзакупок — это непрерывное взаимодействие между заказчиками, поставщиками и другими участниками закупочной системы, и анализ закупок по 44-ФЗ позволяет изучить показатели этого взаимодействия для построения эффективной стратегии участия в тендерах.
Чтобы победить, поставщик должен обладать специфическими знаниями о закупках и ориентироваться, что происходит в конкретной отрасли, правильно применять эти знания и планировать участие в будущих процедурах.
Регулярный анализ информации о закупках позволяет своевременно оценить, соответствует ли текущий уровень развития предприятия состоянию рынка, и понять, какие шаги стоит предпринять для повышения объема прибыли от тендерного канала продаж.
Анализ рынка государственных закупок:
- определяет особенности рынка, текущее и возможное положение компании в нем;
- выявляет возможности развития организации, открытия нового направления или увеличение прибыли от тендерного канала продаж;
- подсвечивает риски (управленческие, финансовые, репутационные и методы их минимизации);
- определяет показатели (объем рынка, суммы сделок, процент снижения, среднюю цену контракта, показатель конверсии) для принятия решения о целесообразности и повышения эффективности участия в тендерах;
- показывает уровень конкуренции, опыт лучших компаний в отрасли, их стратегии участия для внедрения в собственную деятельность;
- защищает от мошенников, недобросовестных заказчиков и поставщиков;
- определяет прибыльные и убыточные товарные позиции или направления деятельности;
- повышает мотивацию тендерного специалиста или отдела через постановку понятных задач из прописанного плана действий;
- анализ госконтрактов помогает выстроить работу с заказчиками;
- оптимизирует расходы;
- показывает отмененные процедуры, причины и ошибки других участников.
Как проводится анализ госзакупок
Исследование проводят по качественным и количественным показателям.
Качественные — это сведения об особенностях рынка, ограничениях, запретах, преимуществах, специальных и дополнительных требованиях, юридических тонкостях, заказчиках и конкурентах.
На этом этапе понятна специфика отрасли и поведение участников системы.
Количественные — это четкая статистика, основанная на расчетах, факторном и ретроспективном исследовании рынка. Это достоверные цифры во времени.
На этом этапе:
- сравнивают фактические показатели прошлых лет;
- оценивают планируемые закупки;
- изучают динамику изменения количества и суммы закупок (по региону, месяцу (сезону), виду, способу определения, ЭТП и т. д.);
- определяют отклонения и факторы, которые повлияли на эти отклонения.
Такой анализ закупок заказчика дает возможность оптимизировать все процессы, финансовые потоки и регулировать риски в будущем.
Информацию по показателям получают из актуальных НПА, опубликованных сведениях из открытых источников, различных платных и бесплатных ресурсов.
Проводят анализ организации государственных закупок с использованием общепринятых методов и инструментов в зависимости от цели.
Для удобства информацию структурируют в виде отчета, отражают наглядно и доступно в графиках, диаграммах, майнд-картах, таблицах, затем делают выводы и внедряют в работу.
На что обращать внимание при анализе
Следует обратить внимание:
- на актуальность НПА;
- специфику отрасли;
- размер бизнеса;
- навык работы в системах, сервисах, программах.
Выводы и их значение
Анализ рынка госзакупок — это инструмент получения объективных данных, ценность его состоит в интерпретации выводов. Нет смысла его проводить или делать поверхностно. Каждая отрасль, регион и товар уникальны, поэтому и исследование требует глубокого погружения и объективных выводов.