26 202

Штраф магазину за обслуживание покупателей без масок: объясняем за 2 минуты

Размер шрифта:

Штраф за обслуживание покупателей без масок — это сумма от 30 000 до 300 000 рублей. Наказание за нарушение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения для ИП и организаций ввели в апреле 2020 года.

Магазины начали закрывать и штрафовать за нарушение масочного режима

В Москве 24.09.2020 столичный Роспотребнадзор провел рейды по контролю за соблюдением установленного масочно-перчаточного режима и закрыл несколько продуктовых магазинов сетей «Перекресток» и «Магнолия». Как сообщил в эфире «Москва-24» руководитель департамента торговли и услуг Алексей Немерюк:

Предприятие, крупный магазин ЦУМ в Москве, был оштрафован более чем на миллион рублей [за нарушение масочного режима]. Предприятиям торговли Москвы было выписано уже более 15 тысяч штрафов за несоблюдение санитарно-эпидемических требований.

Летом более 6000 столичных магазинов оштрафовали на общую сумму 300 млн рублей за то, что их сотрудники и покупатели не соблюдали масочный режим. После этого требования немного ослабили, но в связи с началом второй волны коронавируса с 24.09.2020 они ужесточены. Продавцам рекомендовано вызывать полицию, если в магазине находятся покупатели, не желающие использовать защитную маску и перчатки, и отказывать им в обслуживании. В противном случае накажут сам магазин и его работников.

Какие еще ограничения действуют сейчас

Регионы уже начали вводить новые ограничения! КонсультантПлюс собрал в одном обзоре все актуальные правила: что запрещено, а что разрешено, обязательно ли носить маски, какие меры поддержки еще действуют и какие денежные выплаты еще могут получить физлица и организации. Удобно следить за изменениями. На 2 дня доступ бесплатный.

Вправе ли магазин не обслуживать клиентов, которые не носят маски

Пандемия коронавируса COVID-19 заставила власти расширить перечень опасных заболеваний и ввести режим повышенной готовности на территории всех 85 регионов. Хотя в КоАП РФ имелась ст. 6.3 со штрафами за несоблюдение санитарно-гигиенических норм, с 1 апреля появилась отдельная статья 20.6.1 КоАП РФ, позволяющая штрафовать за нарушение правил поведения при ЧС или угрозе ее возникновения, при введении режима повышенной готовности в регионах.

Минпромторг высказался о праве торговых организаций не обслуживать покупателей без масок. Ему вторит Роспотребнадзор на своем сайте. На входе необходимо разместить объявление.

Правила поведения для граждан и предприятий определены на региональном уровне, и понять, насколько запрет на обслуживание покупателей без масок обоснован, удастся после изучения нормативной базы конкретного субъекта. Например, постановлением правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 введен режим повышенной готовности. В п. 2-5.3 постановления сказано, что магазины при обслуживании покупателей обеспечивают:

  • соблюдение дистанции в 1,5 м между гражданами;
  • использование масок.

При нарушении этих требований проверяющие вправе наказать по ст. 20.6.1 КоАП РФ. Штраф по ней для ИП — от 30 000 до 50 000 руб., для организаций — от 100 000 до 300 000 руб. За повторное нарушение — штраф до 1 000 000 руб. (единый и для ИП, и для юрлиц) либо компанию закроют на срок до 90 суток.

Магазины платить за покупателей, отказывающихся пользоваться индивидуальными средствами защиты, не хотят, поэтому пошли в Роспотребнадзор с вопросами, может ли магазин отказать в обслуживании покупателю и как не нарушить права посетителя. Ведомство ответило: если в регионе масочный режим введен законодательно, магазины вправе отказывать в обслуживании, и это нельзя рассматривать как ущемление прав потребителей.

Штрафы для покупателей без масок

Штраф есть и для граждан, поскольку масочный режим, если он установлен, обязателен и для физических, и для юридических лиц. В судебном порядке с нарушителя взыщут от 1000 до 30 000 руб. За повторное нарушение по ст. 20.6.1 КоАП РФ накажут на 15 000-50 000 руб.

ВАЖНО!
В интернете часто пишут, что отказ в обслуживании в магазине без маски неправомерен, надо оспаривать штраф и т. п. Не рекомендуем начинать судебные разборки по этому вопросу, поскольку шансов выиграть мало, а нервы, деньги и время вы потратите.
Мотрой Алена Журналист

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой