При создании любого документа, касающегося поставок и отгрузок, программа 1С:Бухгалтерия требует ввести договор с контрагентом. Это — не случайно. Это соглашение позволяет корректно определить параметры бухгалтерского и налогового учета в отношении конкретного поставщика (подрядчика), покупателя (заказчика).
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- В 1С:Бухгалтерия нужно ввести договор с каждым контрагентом для учета и налогов.
- Для создания договора нужно зайти в «Справочники» и выбрать «Договоры» в «Покупки и продажи».
- Договор имеет три раздела: основное, документы и счета расчетов.
- Важно указать вид контракта, данные о контрагенте и систему налогообложения.
- Ошибки в договоре можно исправить, но нужно перепровести документы.
Где в 1С находятся договоры с контрагентами
Для правильного формирования проводок и расчета налогов в программном продукте 1С:Бухгалтерия по каждому контрагенту вводится договор (иногда их несколько). Это не одно и то же, что юридический документ, который может быть использован в суде.
Может пригодиться: как проверить контрагента на благонадежность
Для ведения бухгалтерского и налогового учета вносятся специфические сведения, касающиеся:
- ставок НДС, а также входит ли налог в цену;
- цен;
- особенностей расчетов.
Для создания договора с контрагентом выберите пункт основного меню «Справочники» — зайдите в «Договоры» раздела «Покупки и продажи».
Полезно знать: какие документы нужно запросить у контрагента перед заключением договора
Как создать договор с контрагентом в 1С
Договор с контрагентом состоит из трех разделов:
- «Основное».
- «Документы».
- «Счета расчетов».
Начальная страница содержит полную информацию о контрагенте, правилах расчета, иных особенностях.
Шаг 1. Ввод вида контракта
Начинается заполнение формы в 1С:Бухгалтерия с ввода вида контракта. Это — важный реквизит, влияющий на формирование проводок, в частности:
- «с поставщиком» — предусматривает использование счета 60;
- «с покупателем» — счета 62.
Здесь вводится вид договора ( с покупателем, поставщиком)
После выбора вида вводится наименование контрагента. Реквизит выбирается из справочника «Контрагенты».
Шаг 2. Ввод номера и даты, наименования
Здесь вводится номер, дата и название договора из подлинника договора
По умолчанию программа 1С:Бухгалтерия предлагает вариант — «Основной». Но не рекомендую этого делать. В каждой накладной, счете-фактуре требуется указывать номер и дату соглашения, на основании которого производится поставка (поступление). Укажите их в соответствии с бумажным оригиналом.
Следующее значение, которое вводится в 1С:Бухгалтерия, — система налогообложения налогоплательщика. От нее зависит ведение учета НДС. Его уплачивают налогоплательщики на ОСНО (статья 143 НК РФ). С 2025 года обязанность по уплате НДС возложена и на «упрощенцев», доход которых превышает 60 млн рублей в год.
На заметку: как узнать систему налогообложения контрагента на сайте ФНС
Шаг 3. Статус договора и комментарии
Здесь заполняется статус договора с контрагентом и вводится произвольный комментарий
Сбоку от основных реквизитов в программе 1С:Бухгалтерия находится информация о статусе: «Подписан», «Закрыт».
В строке «Комментарий» вносятся произвольные сведения, которые помогут в работе. Эта информация доступна только пользователям программы 1С:Бухгалтерия. Сюда можете внести информацию о контрагенте: например, «ненадежный»; об обнаруженных ошибках в бумажной версии: например, «исправить пункт 2 (добавить еще три позиции)» и др.
Шаг 4. Заполнение данных о расчетах
Здесь в договоре с контрагентом в программе 1С приводятся особенности исчисления НДС
В блоке «Расчеты» основная информация касается налога на добавленную стоимость — ставка, входит ли в цену. Здесь же устанавливаются срок оплаты, сведения о валютном контроле.
В расшифровке по учету НДС можете выставить настройку в 1С:Бухгалтерия по отражению НДС в первичных документах: «По умолчанию», «Из карточки номенклатуры», «Без НДС».
Если организация является налоговым агентом по НДС, то в 1С:Бухгалтерия дополнительно вносится информация об агентском договоре и обобщенном наименовании товаров (услуг) для заполнения счета-фактуры.
В блоке «Подписи» внесите должности и ФИО лиц, поставивших подписи.
Еще один пункт, на который надо обратить внимание, чаще всего касается государственного контракта, это — обеспечение обязательств. Если предусмотрена банковская гарантия или поручительство третьих лиц, то заполните строки:
- вид обеспечения (гарантия, залог, поручительство);
- кто предоставляет (выбирается из справочника);
- в чью пользу;
- за кого.
Блок «Дополнительная информация» в 1С:Бухгалтерия позволяет создать сведения о сроке уплаты и способах расчета с контрагентом.
Закладка «Документы» заполняется автоматически по мере ввода «первички».
Закладка «Счета расчетов» не заполняется, если предполагается использование стандартных проводок.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали уплату и учет НДС при УСН после всех последних налоговых изменений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Частые ошибки при создании договоров в 1С и их исправление
Наиболее частые ошибки при создании договора связаны с неправильным указанием вида документа (вместо «с покупателем» выбирается «с поставщиком»). Отсюда формируются некорректные проводки.
Другая ошибка — неверное указание способа отражения НДС в «первичке». Важно понимать, какую систему налогообложения применяет, например, поставщик и какая предусматривается ставка. Если в первичных документах от контрагента указаны ставки 10, 20 %, то предусматривается, что НДС рассчитывается сверху цены, расчетная ставка (10/110, 20/120) предполагает налог «в том числе».
Исправить ошибку можете непосредственно в договоре и первичных документах. При этом не надо забывать перепровести документы с момента внесения корректировок и проверить записи в книгах покупок и продаж.
Подробнее: как бухгалтеру исправить ошибку в 1С
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Где в 1С:Бухгалтерия создается договор?
В разделе «Покупки и продажи» главного меню «Справочники».
-
Какие основные данные надо ввести в договор контрагента в программе 1С:Бухгалтерия?
Наименование юридического (физического) лица, ИП, правила учета НДС.
-
Обязательно ли заполнять реквизит «Комментарий» в 1С:Бухгалтерия?
Нет, необязательно. Эта информация используется только пользователем и ни в каких документах не отображается.