Нередко встречаются ситуации, когда товарно-материальные ценности поставляются не в том объеме или другого качества, как было предусмотрено в договоре. Расскажу, как в этой ситуации составить акт о расхождениях в программе 1С:Бухгалтерия.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Акт о расхождениях нужен, если полученные товары или услуги отличаются от согласованных.
- Его составляют в 1С, чтобы зафиксировать несоответствия и решить проблему с поставщиком.
- Несоответствия могут быть в количестве, качестве или ассортименте товаров.
- Чтобы сделать акт, нужна актуальная версия 1С и аккуратный сбор всех документов.
- Программа автоматически создаст акт после внесения данных о поставке и обнаруженных различиях.
В каких случаях составляют акт о расхождениях в 1С
Организации учитывают товары, сырье, материалы в соответствии с ФСБУ 5/2019. Акт о расхождениях при поступлении товаров (работ, услуг) в 1С:Бухгалтерия составляется в тех случаях, когда обнаружено несоответствие фактически полученных товаров, выполненных работ или оказанных услуг тому, что было заявлено или оговорено в договоре.
Может пригодиться: как написать претензию поставщику
Составление документа в 1С:Бухгалтерия необходимо для официальной фиксации претензий к поставщику или подрядчику и проведения последующих расчетов. Примеры расхождений, которые должны быть отражены в программе:
- недостача ТМЦ — когда количество полученных единиц товара меньше, чем указано в сопроводительных документах или договоре;
- излишки товара — когда поставлено больше товара, чем необходимо по документам;
- отгрузка не тех ТМЦ, которые были заказаны, — ошибка в ассортименте;
- некачественный товар: дефекты, повреждения, истечение срока годности, несоответствие техническим характеристикам и т. д.;
- некомплектность товара — отсутствие компонентов, аксессуаров, инструкций и т. п.;
- ошибки в сопроводительных документах — расхождение данных в накладных, сертификатах соответствия или другой технической документации. Например, поставщик привез алкоголь, а акцизные марки не соответствуют тем, которые находятся на бутылках;
- несоответствие объема или качества выполненных работ или оказанных услуг — это может быть неполное выполнение обязательств, сроков.
Например, контрагент задержал поставку. За это время компания часть заказанных материалов приобрела в розничной торговле, чтобы не простаивало производство. Если в условиях договора предусмотрен пункт о возврате ТМЦ в случае несоблюдения сроков, то организация вправе принять только нужные ей материалы из накладной и составить акт расхождений в 1С:Бухгалтерия на остальные.
Полезно: как заполнить товарную накладную ТОРГ-12
Что нужно для формирования акта о расхождениях в 1С
Нередко у пользователей программ возникают вопросы, почему не удается автоматически формировать акт при приемке ТМЦ в программе 1С:Бухгалтерия. Это бывает, когда используется неактуальная или нелицензионная программа. Поэтому для оформления акта вам надо выполнить следующие шаги:
- убедитесь, что вы используете актуальную версию программы 1С:Бухгалтерия, поддерживающую формирование акта о расхождениях;
- проверьте, есть ли у вас доступ к разделу учета в 1С:Бухгалтерия, отвечающему за приемку товаров, и права на создание корректирующих документов. Настройки делаются в разделе «Права пользователей»;
- соберите необходимую информацию о поставке, включая сопроводительные бумаги (накладные, счета-фактуры, договор поставки и т.д.);
- произведите приемку ТМЦ, сравнив фактическое наличие с данными сопроводительных бумаг. Зафиксируйте несоответствия по количеству, качеству, ассортименту и т.д. или получите сведения от лица, занимающегося приемкой. Их необходимо отразить в программе 1С:Бухгалтерия;
- внесите информацию, указав все параметры, по которым ТМЦ не соответствует условиям договора (недостача, излишек, несоответствие характеристик, повреждения и т.д.);
- получите подписи от ответственных лиц со стороны поставщика и покупателя, которые участвовали в приемке товара, при помощи электронной подписи или на распечатанном экземпляре. Это необходимо для юридической значимости;
- отправьте акт поставщику для согласования расхождений и принятия соответствующих мер (возврат товара, замена, пересорт, дополнительные поставки, финансовые корректировки и т.д.).
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы оформить и отразить в учете недопоставку, выявленную при приемке товара.
Как сформировать акт о расхождениях в 1С
Приведу пошаговую инструкцию, как сформировать акт о расхождениях в программе 1С:Бухгалтерия:
Шаг первый. Ввод данных с документа поступления
Зайдите в «Поступление товаров (работ, услуг)». Введите данные о поставщике, товаре по предоставленным бумагам. Заполните:
- номер и дату накладной (акта), полученных вместе с товаром;
- название контрагента;
- НДС (сверху, в стоимости товара, без НДС);
- галочку, если получены бумажные экземпляры;
- реквизиты договора (может быть просто «Основной договор»);
- счет на оплату (если есть);
- заполните таблицу, где укажите количество, стоимость товара, ставку и сумму НДС.
При заполнении таблицы в 1С:Бухгалтерия используйте данные из документации поставщика.
Документ "Поступление товаров и услуг" для формирования акта о расхождениях в 1С
Шаг второй. Внесите расхождения при приемке ТМЦ
Здесь руководствуйтесь принятыми в компании правилами внутреннего документооборота и момента, когда обнаружены несоответствия. Возможно, хватит пометок в накладной с подписью кладовщика и представителя контрагента либо приемщик обязан написать докладную записку и представить ее в бухгалтерию после утверждения с приложенным актом. На этом этапе надо снова зайти в документ «Поступление» и поставить галочку в окне «Есть расхождения». Форма сразу поменяется. В ней добавятся строки: по документу и по факту. Сюда потребуется внести несоответствия. Программа автоматически выведет расхождения.
Расхождения при приемке товара для отражения в акте в 1С
Шаг третий. Проведите акт
После проведения программа 1С:Бухгалтерия автоматически формирует акт.
В документе "Поступление товаров и услуг" автоматически формируется "Акт о расхождениях"
Подробнее: как составить акт о расхождениях по форме ТОРГ-2
Из личной практики: в нашей фирме создана специальная комиссия для случаев, когда при приеме ТМЦ или при последующей проверке выявляются несоответствия. В нее входит бухгалтер материального стола. Это упрощает процесс ввода данных в 1С:Бухгалтерия. Бухгалтер сам собирает подписи и отдает документ на утверждение руководителю.
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Для чего нужен акт расхождений в программе 1С:Бухгалтерия?
При помощи документа актуализируются данные об остатках ТМЦ.
-
Где отразить недопоставку ТМЦ в 1С:Бухгалтерия?
Зайдите в документ «Поступление товаров (работ, услуг)» и поставьте галочку в поле «Есть расхождения».
-
А где внести несоответствия между документальными данными по поступлению и фактом в программе 1С:Бухгалтерия?
Когда вы поставите галочку в поле «Есть расхождения», в табличной части документа появятся две строки: по документу и по факту.