107

Публикация предложений о продаже экскурсий на сайте ИП является рекламой или нет?

Навигация

Размер шрифта:

Обсуждаем, публикация объявлений ИП на своем сайте расценивается как реклама или нет, и если да, то как ее регистрировать.

Публикация предложений о продаже экскурсий на сайте ИП является рекламой или нет?

Является ли публикация предложений о продаже экскурсий на сайте ИП рекламой согласно закону, и нужно ли регистрировать такую рекламу?

Я предлагаю экскурсии на своем сайте, продаю билеты для посещения чужих объектов (музеи и т.д.), но оформляю продажу именно от себя, как ИП. Нужно ли считать такие публикации рекламой по закону, требуется ли маркировка и регистрация в реестре рекламы или можно ограничиться просто информированием клиентов?

Отвечает Туркина Елена Алихановна

По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах и услугах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца, если указанные сведения предназначены исключительно для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров или услуг, условиях их приобретения и т.п. (Письмо ФАС России от 27.04.2023 № 08/32849/23). Исходя из этого, если на вашем сайте указана нейтральная информация об экскурсиях, которые вы реализуете от своего имени (являетесь продавцом), то маркировка не требуется. Но если же какой-то текст выбивается из общего ряда и направлен на привлечение внимания к конкретному туристическому продукту (выделение шрифтом, цветом, размещение баннера с ним на каждой странице сайта и т.д.) — такая информация может быть признана рекламой, для которой требуются регистрация через ОРД и соответствующая маркировка.

Нужно ли маркировать объявления о продаже экскурсий на сайте ИП согласно требованиям рекламного законодательства?

Я размещаю у себя на сайте описание экскурсий, стоимость и возможность купить билет. В каком случае это следует маркировать как рекламу по закону, и какие штрафы возможны за отсутствие маркировки?

Отвечает Туркина Елена

По общему правилу описание экскурсий с указанием их стоимости и возможности приобретения билетов направлено на продвижение продукта и рассматривается как реклама (ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе»). Значит, вам необходимо получить у оператора рекламных данных уникальный идентификатор (ERID) и разместить его на рекламном материале вместе с пометкой «Реклама» и информацией о рекламодателе. Если этого не сделать — грозит немаленький административный штраф, составляющий для ИП от 100 000 до 200 000 рублей (ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ). Исключение — если вы размещаете на своем сайте сведения об экскурсиях, которые сами реализуете, и данная информация представляет собой единообразный перечень вашего продукта с его описанием (Приказ ФАС России № 821/23 от 14.11.2013). Но в таком случае на сайте не должно быть выделения каких-либо предложений из общей массы, направленных на привлечение внимания к конкретному продукту (обозначение его уникальности, использование рамок, выделение цветом и т.п.).

В каких случаях информация о турах и экскурсиях на сайте ИП считается рекламой, а когда — просто информацией?

Часто на сайтах встречается нейтральное описание маршрутов, объектов, расписаний. Как отличить рекламное сообщение, подлежащее регистрации и маркировке, от обычной информационной публикации?

Отвечает Туркина Елена

Основное отличие рекламы — это привлечение внимания к продукту с целью его продвижения на рынке. Если предприниматель или компания на своем сайте размещают информацию о своей деятельности, включая описание предлагаемых туристический маршрутов, объектов посещений и т.п., которая направлена исключительно на информирование и просвещение, а не на реализацию конкретного продукта, то такой текст не рассматривается в качестве рекламного. Исключение — когда информация о каком-либо тур. продукте выбивается из общего стиля (цветовое выделение, оформление баннера, обещание скидок или спец. предложений и т.п). Если же на сайте размещено описание конкретного продукта, реализуемого другим субъектом, и позволяет его идентифицировать — такое сообщение является рекламным и требует маркировки.

Требуется ли регистрация интернет-рекламы экскурсий через оператора рекламных данных для ИП?

Если я не пользуюсь услугами агентства, то обязан ли сам передавать сведения о рекламе экскурсий оператору рекламных данных, получать токен и проставлять его на каждое предложение?

Отвечает Туркина Елена

Не понятно, о каком агентстве идет речь. Если вы намерены опубликовать рекламу реализуемых экскурсий на чужом ресурсе, то являетесь рекламодателем, поэтому должны передать сведения ОРД (оператору рекламных данных) и выполнить необходимые действия по маркировке. По договору с вами это может сделать и рекламораспространитель — владелец площадки, на которой размещена реклама. При использовании некоторых рекламных платформ получение токена часто осуществляется самой системой.

Какие документы и сведения нужно указывать на сайте при маркировке рекламы экскурсий?

Если публикация считается рекламой, то какие реквизиты точно необходимо указывать, помимо слова «реклама», надо ли отмечать ИНН, сведения об ИП, и как технически всё оформить на странице?

Отвечает Туркина Елена

Для маркировки интернет-рекламы необходимо указать три элемента: слово «реклама», информацию о рекламодателе (название компании или ФИО ИП, ИНН, ОГРН/ОГРНИП) и уникальный идентификатор (токен) с префиксом, полученный в ОРД. Технически это оформляется просто: добавляем текст «реклама» и токен в сам креатив, а данные о рекламодателе — либо непосредственно в креатив, либо путем предоставления ссылки на сайт или страницу, где эти данные сможете найти. Кроме того, рекламодателя разрешено обозначить с помощью зарегистрированного товарного знака, в котором содержится наименование заказчика (Письмо ФАС № КТ/118754/22 от 30.12.2022).

Каковы последствия для ИП при нарушении Закона о рекламе: не поставил маркировку, не зарегистрировал предложение?

Что грозит ИП, если проверка или автоматический мониторинг обнаружат отсутствие маркировки рекламы экскурсий? Какие штрафы или санкции предусмотрены для ИП?

Отвечает Туркина Елена

Ответственность за отсутствие маркировки рекламы экскурсий, а также за нарушение требований к ее размещению предусмотрена ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ. Индивидуальному предпринимателю за такое нарушение грозит штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей.

Может ли экскурсионная деятельность и публикация предложений нарушить авторские или имущественные права музеев и других организаторов?

Если я предлагаю экскурсии на сторонние объекты — есть ли риск жалоб от музеев или их владельцев, если опубликовал описание экскурсии и продаю билеты как посредник? Надо ли согласовывать публикацию с самими музеями?

Отвечает Туркина Елена

Все зависит от того, что именно входит в описание экскурсии. Если экскурсионная программа разработана лично вами на основе общеизвестных исторических фактов — ее публикация ничьих прав не нарушит (хотя в большинстве музеев запрещено проводить экскурсии сторонним гидам). Если же вы собираетесь опубликовать описание экскурсионной программы, созданной сотрудниками конкретного музея, — для этого необходимо получение разрешения правообладателя, т.к. полноценная программа экскурсии является результатом интеллектуальной деятельности и охраняется авторским правом (ст. 1259 ГК РФ). В любом случае если вы продаете билеты как посредник, то явно заинтересованы в сохранении партнерских отношений с музейным учреждением. Поэтому я бы рекомендовала согласовывать с музеем всю публикуемую о нем информацию.

Читайте также:

Ответы подготовили:
Туркина Елена Алихановна Практикующий юрист