1186
Оставить комментарий Распечатать

Нужна ли бухгалтеру доверенность для общения с налоговыми органами

Размер шрифта:
СУТЬ ОБСУЖДЕНИЯ Обычно все вопросы с налоговой инспекцией решает именно бухгалтер. Он представляет бухгалтерскую, налоговую отчетность, запрошенные налоговиками документы, получает необходимые справки, подписывает разные документы, в том числе отчетность, и т. д. Нужна ли ему для всего этого доверенность и как она должна быть оформлена?

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

Участвовать в налоговых правоотношениях организация может через своего законного или уполномоченного представителя Налоговый кодекс Статья 26. Законным представителем организации обычно является руководитель Налоговый кодекс Статья 27. У предпринимателя законных представителей нет Налоговый кодекс Статья 27. А вот уполномоченным представителем, то есть представителем, действующим на основании доверенности налогоплательщика, может быть и бухгалтер Налоговый кодекс Статья 29.

Такая доверенность должна быть оформлена в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть Гражданский кодекс Статья 185 Налоговый кодекс Статья 29:

- доверенность оформляется в произвольной форме;

- срок действия доверенности можно не указывать. В этом случае она будет действовать 1 год с даты ее совершения Гражданский кодекс Статья 186. Максимальный срок, который можно установить в доверенности, - 3 года Гражданский кодекс Статья 186;

- в доверенности обязательно указывается дата ее совершения. Если дата не указана - доверенность ничтожна Гражданский кодекс Статья 186;

- доверенность подписывает:

<если> ее выдает организация - руководитель с приложением печати организации Налоговый кодекс Статья 29 Гражданский кодекс Статья 185. Во избежание споров с налоговыми органами лучше, если данные о руководителе, подписавшем доверенность, будут внесены в ЕГРЮЛ ;

<если> ее выдает индивидуальный предприниматель - сам предприниматель. При этом Налоговый кодекс предписывает, что такая доверенность должна быть нотариально заверена Налоговый кодекс Статья 26 .

Правда, ФНС России допускает оформление и обычной доверенности (только за подписью предпринимателя) для случаев представления от его имени каких-либо документов, включая и отчетность .

От себя заметим, что само требование предъявить доверенность при сдаче каких-либо документов в ИФНС, в том числе отчетности, подписанной налогоплательщиком, нелепо. Ведь все эти документы могут быть отправлены и по почте. И доверенность для этого не требуется. А так как представление документов нарочными и по почте - два равноправных способа подачи документов, то смысл оформления доверенности только для одного из них отсутствует.

А теперь рассмотрим ситуации (на примере ООО), когда бухгалтеру необходима доверенность, и то, как нужно прописать в ней соответствующие полномочия.

СИТУАЦИЯ 1. Бухгалтер подписывает отчетность вместо руководителя.

По закону бухгалтерскую отчетность подписывает и главный бухгалтер, и руководитель организации . Но руководитель может и передать свои полномочия по подписанию отчетности от своего имени бухгалтеру Гражданский кодекс Статья 182. Бухгалтер может подписывать за руководителя и налоговые декларации (расчеты) Налоговый кодекс Статья 80.

В доверенности нужно указать, что бухгалтер уполномочивается "...подписывать бухгалтерскую и налоговую отчетность от имени руководителя Общества с ограниченной ответственностью...".

Копию такой доверенности нужно приложить к сдаваемой в ИФНС отчетности Налоговый кодекс Статья 80.

СИТУАЦИЯ 2. Бухгалтер представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность и другие документы в налоговый орган Налоговый кодекс Статья 26 Налоговый кодекс Статья 29 Налоговый кодекс Статья 80.

О нелепости оформления доверенности в такой ситуации мы уже сказали, но налоговики ее требуют. Так что проще ее оформить, чем спорить.

В доверенности нужно указать, что бухгалтер уполномочивается "...представлять в налоговые органы бухгалтерскую, налоговую отчетность и другие документы от имени Общества с ограниченной ответственностью...".

СИТУАЦИЯ 3. Бухгалтер получает в налоговой инспекции документы (справки, акты, решения и т. п.).

В доверенности нужно указать, что бухгалтер уполномочивается "...получать от имени Общества с ограниченной ответственностью... в налоговых органах любые документы...". Конечно, можно уполномочить бухгалтера только лишь на получение каких-то конкретных документов.

Приведем образец "общей" доверенности.

Доверенность

г. Москва 15 сентября 2009 г.

Общество с ограниченной ответственностью "Организация", ИНН ХХХХХХХХХХ, КПП

ХХХХХХХХХ, ОГРН ХХХХХХХХХХХХХХ, в лице директора Стасова Николая Васильевича,

действующего на основании Устава, уполномочивает Шилову Светлану Михайловну (паспорт ХХ

ХХ N ХХХХХХ, выданный УВД ХХХ по г. ХХХХХХ ХХ.ХХ.ХХХХ, код подразделения ХХХ-ХХХ)

представлять интересы Общества с ограниченной ответственностью "Организация" в налоговых

органах РФ и совершать все необходимые для этого действия, в том числе подписывать от

имени директора Общества с ограниченной ответственностью "Организация" бухгалтерскую и

налоговую отчетность, представлять, запрашивать и получать от имени Общества с

ограниченной ответственностью "Организация" любые документы.

Настоящая доверенность выдана сроком на три года без права передоверия.

Директор ООО "Организация" Стасов Н.В.

СОВЕТ

Как видим, доверенность бухгалтеру нужна почти всегда, когда он выступает в качестве представителя организации или предпринимателя. Причем налоговики вправе ознакомиться с доверенностью и даже оставить ее себе Гражданский кодекс Статья 185 Налоговый кодекс Статья 29. Поэтому лучше сделать несколько экземпляров доверенности.

Пронина Е.А.

Впервые опубликовано в журнале "Главная книга" N 20, 2009

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай