Статья 503 ГК РФ. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на устранение недостатков товара.
2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
3. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).
4. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.
6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.

Каким образом происходит замена некачественного товара?

Покупатель может рассчитывать на защиту своих интересов, в случае покупки некачественного товара. Отношения между продавцом и покупателем прежде всего регулируются Законом о защите прав потребителей, но и нормы ГК РФ обязательно к ним применяются. Закон не должен им противоречить. Так, при обнаружении покупателем недостатков товара, о которых он не был уведомлен продавцом заранее, возникший спор регулируется нормами ст 503 ГК РФ. Обнаружив недостатки, потребитель может выбрать одно из следующих действий:

  • заменить испорченную вещь на вещь той же модели;
  • заменить её на вещь другой модели с перерасчётом цены;
  • требовать от продавца уменьшения цены купленной вещи соразмерно недостатку;
  • требовать немедленного устранения недостатка за счёт продавца;
  • устранить недостаток самостоятельно и требовать от продавца возместить расходы;
  • отказаться от договора и требовать возврата денег.
Если выбран последний вариант, то, отказываясь от договора, при выражении требований продавцом, покупатель возвращает ему испорченную вещь. Помимо стоимости самой вещи, потребитель может требовать еще и возмещения убытков, причиненных ему такой продажей. Свои требования покупатель выражает в виде претензии. Причем, исходя из норм ФЗ, отсутствие чека на покупку - не основание для отказа в удовлетворении требований. При необходимости продавец или производитель (смотря кому предъявляется претензия) проводит проверку качества, в которой покупатель вправе поучаствовать. Проверка производится за счёт продавца, даже если тот предполагает, что покупатель мог сам испортить товар. Таким образом, законодательство строится на приоритете защиты интересов потребителя.

Как устанавливается гарантийный срок при продаже?

Устанавливать срок службы вещей должен сам изготовитель исходя из законодательных норм и требований государственных стандартов или других установленных правил. Срок службы обязательно указывается в предоставляемой потребителю информации о товаре. Если товар предназначается для длительного использования, то установление гарантии на него - это право, а не обязанность изготовителя. Но если уж он таким правом воспользовался, то тогда уже обязан обеспечивать возможность использования товара по назначению в период всего срока службы. И за существенные недостатки изготовитель понесет ответственность. Покупатель же должен пользоваться товаром только в тех целях, для которых он предназначен. Вне зависимости от того, есть у вещи гарантия или нет, при обнаружении покупателем несоответствующего качества, продавец, изготовитель или импортер будут отвечать за недостатки. Но существует разница в том, как будет происходить процесс доказывания. Если гарантийного срока нет, то это покупатель должен доказать, что недостатки возникли до передачи товара в его руки. Если же гарантия установлена, то бремя доказывания перекладывается на продавца (производителя). В таком случае уже он доказывает, что недостатки явились результатом ненадлежащих действий покупателя, и до передачи ему товара, вещь была цела и не испорчена. Если гарантию на товар предоставляет продавец, а не производитель, то все требования о ремонте или замене товара предъявляются именно к нему.

Что делать, если обнаружен недостаток вещи, входящей в комплект товаров?

По ст 479 ГК РФ договор купли-продажи может предусматривать передачу определенного набора товаров, идущих в комплекте друг с другом. При выявлении недостатков в товаре, которые продавец не оговорил заранее, покупатель может предъявить ему любое из перечисленных в ст 503 ГК РФ и в ст 18 ФЗ “О защите прав потребителя” требований. Например, уменьшить цену товара, устранить найденный недостаток или вовсе расторгнуть договор с продавцом. Получается, что покупатель приобрел комплект товаров, в котором только одна из входящих в состав вещей испорчена, а остальные являются качественными. А значит, перечисленные в ст 503 ГК РФ и ст 18 ФЗ № 2300-1 требования, он может предъявить только в отношении части комплекта. По-другому может развиваться ситуация, если совокупность товаров образует целое и используется по общему назначению. Если при этом продавец во время продажи представлял комплект как одну товарную единицу, то потребитель, обнаружив недостаток одной из составляющих, может заявить требования, касающиеся всего набора. Так можно вернуть продавцу костюм, если недостаток имеют только брюки.