Претензия к перевозчику используется для досудебного урегулирования споров в транспортной сфере. Обращение фиксирует требования по факту нарушения обязательств по договору доставки груза или багажа.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- При утрате, недостаче или повреждении груза можно подать претензию к перевозчику.
- Претензия подается отправителем или получателем груза.
- Досудебный порядок урегулирования спора с перевозчиком является обязательным.
- Претензия должна содержать детальное описание проблемы и требования к перевозчику.
- При отказе или отсутствии ответа от перевозчика можно обратиться в суд.
В каких случаях подавать претензию к перевозчику
В соответствии со ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа. Он же возмещает причиненный ущерб в следующих случаях и размерах (п. 2 ст. 796 ГК):
Последствия для груза или багажа | Размер ответственности |
---|---|
Утрата или недостача |
Стоимость утраченного или недостающего груза или багажа. |
Повреждение (порча) |
В сумме, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного — в размере его стоимости. |
Утрата сданного к перевозке с объявлением его ценности |
В размере объявленной стоимости груза или багажа. |
Дополнительные особенности заключаются в том, что перевозчик (п. 3–4 ст. 796 ГК):
- отвечает за перевозимые материалы после их принятия и до выдачи грузополучателю или лицу, управомоченному на получение багажа;
- вправе доказывать в суде и предоставлять документы о том, что недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и/или устранить;
- возвращает провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, если эта плата не входит в стоимость услуги — когда получена от отправителя (получателя), обоснованная и подкрепленная доказательствами, претензия за неуплату транспортировки груза или его порчу (кроме ущерба за груз).
Кто вправе подавать перевозчику претензию
Претензионный порядок урегулирования спора обязателен в случаях, предусмотренных законом или договором (ч. 5 ст. 4 АПК РФ, п. 3 ст. 132 ГПК РФ, ч. 3 ст. 4 КАС РФ). Применительно к соглашениям по перевозке грузов обязательный досудебный порядок предъявления претензии к перевозчику предусмотрен статьей 797 ГК. Правила регулируются соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Закон или устав | Раздел НПА |
---|---|
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) | |
Федеральный закон №18-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 08.06.2020) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» | ст. 95, 107 |
Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» | ст. 34 |
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации №24-ФЗ от 07.03.2001 (ред. от 08.06.2020) (с изменениями и дополнениями вступил в силу 14.06.2020), статья 43 «Вина судов в столкновении» | ст. 44, 114, 117 |
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации №81-ФЗ от 30.04.1999 (ред. 13.07.2020) | ст. 169, 190 |
Иск подается:
- грузоотправителем — им может выступать юридическое или физическое лицо, действующее от своего имени или по поручению собственника, выполняющее обязанности стороны в договоре перевозки;
- грузополучателем — это сторона, которой адресован груз в пункте назначения.
Основания для дальнейшего судебного спора и подготовки иска (п. 2 ст. 796 ГК):
- полный или частичный отказ перевозчика удовлетворить претензию;
- неполучение от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
При несоблюдении претензионного порядка исковое заявление:
- возвращается судом (п. 5 ч. 1 ст. 129 АПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ);
- в случае принятия к производству оставляется без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ, абз. 2 ст. 222 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ).
Как оформить претензию к перевозчику
Для формирования претензии отправитель (получатель) должен иметь на руках:
- транспортную накладную с отметками о несохранности;
- акт.
Например, при предъявлении претензии наземной транспортной компании нужно учесть следующее:
- обязательный претензионный порядок установлен п. 1 ст. 797 ГК РФ и ч. 2 ст. 39 УАТ (ФЗ-259 от 08.11.2007);
- срок исковой давности равен одному году (п. 3 ст. 797 ГК РФ).
Чтобы претензия стала убедительнее и помогла решить проблему, изучите судебные решения по аналогичным делам. Найти их поможет база судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе. Обязательно сошлитесь в тексте претензии на те дела, которые суд решил «в вашу» пользу.
Есть особенности при формировании претензий на биржах грузоперевозок, ознакомьтесь с ними. На популярной платформе «Автотрансинфо» порядок и требования, как выставить претензию в АТИ за неуплату или порчу груза, регулируются Положением о порядке направления и рассмотрения претензий.
Структура досудебного документа перевозчику не регламентирована законодательно и составляется в соответствии с правилами документооборота. Схему документа рекомендует ГОСТ Р ИСО 10002-2007.
Шаг 1. При заполнении вводной части укажите:
- реквизиты отправителя (лучше использовать бланк, в котором есть все данные);
- адресата — название, Ф. И. О. руководителя, реквизиты;
- исходящий номер и дату регистрации;
- заголовок письма («Претензия»);
- причину обращения (максимально конкретно и информативно).
Шаг 2. В основной части подробно опишите:
- факт существования договора перевозки, его номер и дату, описание перевозимых материалов;
- факт задержки доставки (порчи) и общую сумму ущерба на день оформления;
- дайте ссылки на статьи законов, транспортные уставы и НПА.
Шаг 3. В резюмирующей части разместите требования:
- о погашении задолженности;
- о возмещении убытков (здесь приводят расчет долга и включают в него пени или неустойку на день подготовки документа);
- дайте ссылку на законодательные акты при необходимости.
Шаг 4. Обязательно приложите документы, которые упоминаются в тексте. Вот для примера образец претензии к транспортной компании, повредившей груз, со всеми перечисленными разделами:
Документ перевозчику:
- составьте в двух экземплярах, один из которых отправьте адресату, а другой оставьте у отправителя (получателя);
- направьте почтой с обязательным уведомлением о вручении либо передайте под подпись уполномоченному лицу (с указанием его данных, штампа регистрации или печати перевозчика).
Претензия содержит желаемые и разумные сроки для ответа и/или устранения проблемы и ее последствий. Отсутствие реакции является основанием для обращения в суд.
Какие документы понадобятся, чтобы подать претензию
В качестве дополнительных доказательств позиции следует подготовить и приложить:
- акты обследований;
- расчет (например, при работе на биржах перевозчиков он готовится с учетом их требований, авторизованные пользователи «Автотрансинфо» используют платформенный образец обоснования суммы претензии в АТИ и имеют возможность при подготовке расчета получить консультацию экспертов);
- квитанции;
- дополнительные соглашения;
- фотографии;
- ссылки на видеофайлы.
Кроме положений гражданского и арбитражного процессуального кодексов, при составлении образца претензии к перевозчику о повреждении груза при перевозке автомобилем используется «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», введенный ФЗ-259 от 08.11.2007.
От кого: ООО «Пивоварня» ИНН 12332132321, КПП 123321123 ОГРН 3211230012 Адрес: г. Пиво, ул. Пенная д. 77, склад 21 телефон +71233212301 Кому: ООО «Транспорт» (наименование перевозчика) ИНН/КПП 321000123/11332122 ОГРН 1211230012 Адрес: г. Стекло, ул. Стеклодувная д. 11, склад 15 телефон +71233212301 Требование (претензия) о возмещении стоимости поврежденного груза и о возврате провозной платы Между ООО «Пивоварня» (грузополучатель) и ООО «Транспорт» (перевозчик) заключен договор перевозки груза №021 от 10.06.2020, в соответствии с которым 19.06.2020 по товарно-транспортной накладной №123 от 19.06.2020 отправлен груз — литровые бутылки с бугельными пробками в пластиковых ящиках, 300 ящиков по восемь бутылок (2400 бутылок). Стоимость составляет 360 000 (триста шестьдесят тысяч) рублей. Согласно пункту 3.1 договора доставка осуществляется по адресу: г. Пиво, ул. Пенная, д. 77, склад 21, 19.06.2020 в 16:00. В установленное время получен частично поврежденный (испорченный) груз. Факт наличия повреждений подтверждается актом №54 от 19.06.2020, составленным замдиректора ООО «Пивоварня», заведующим терминалом ООО «Тара» и представителем перевозчика ООО «Транспорт». Провозная плата по договору в размере 30 000 рублей была уплачена получателем, что подтверждается п/п №321 от 17.06.2020. Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность перевозимых материалов, происшедшую после принятия к перевозке и до выдачи получателю или лицу, управомоченному на получение, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации ущерб, причиненный при перевозке, возмещается перевозчиком в случае утраты или недостачи груза в размере стоимости утраченного или недостающего. Согласно пункту 3 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей), возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного, если эта плата не входит в стоимость груза. На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1, абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 796, пунктом 1 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, грузополучатель просит в течение 5 дней с момента получения претензии: 1. Возместить стоимость поврежденного (испорченного) груза в сумме 12 000 (двенадцать тысяч) рублей. 2. Вернуть часть провозной платы в сумме 3 000 рублей. Приложения: 1. Копия товарно-транспортной накладной №123 от 19.06.2020. 2. Платежное поручение №321 от 17.06.2020 об уплате провозной платы. 3. Акт о повреждении №54 от 19.06.2020. Руководитель ООО «Пивоварня» С. С. Сидоров |
Акт, подтверждающий факт порчи.
Выполнение требований к составлению и содержанию претензии к перевозчику за нарушение сроков доставки позволяют покрыть убытки, связанные с задержкой исполнения обязательств.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
Статья 129 АПК РФ. Возвращение искового заявления
Статья 148 АПК РФ. Основания для оставления искового заявления без рассмотрения
Статья 4 АПК РФ. Право на обращение в арбитражный суд
Статья 797 ГК РФ. Претензии и иски по перевозкам грузов
Статья 132 ГПК РФ. Документы, прилагаемые к исковому заявлению
Статья 135 ГПК РФ. Возвращение искового заявления
Статья 222 ГПК РФ. Основания для оставления заявления без рассмотрения
Статья 190 Кодекса торгового мореплавания РФ. Пределы ответственности перевозчика
Статья 43 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Вина судов в столкновении