Недобросовестная конкуренция: какая бывает и как с ней бороться

Размер шрифта:

Сколько существуют торговые отношения, столько и желание предпринимателей стать первыми. Но если в этой борьбе забыть о добросовестности, то страдают участники рынка: потребитель, конкурент. Закон запрещает недобросовестную конкуренцию. Разберемся, что это такое, какие виды существуют и как защититься.

Навигация

Что такое недобросовестная конкуренция

Любая компания хочет получить преимущество в предпринимательской деятельности, но ее действия отнесут к незаконным методам конкуренции, если в их результате конкурент потерпит убытки, пострадает его деловая репутация, нарушается закон, обычаи делового оборота, требования разумности и добропорядочности (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, далее — Закон).

Парижская конвенция по охране промышленной собственности понятие недобросовестной конкуренции трактует как всякое действие, которое противоречит честным обычаям в промышленных и торговых делах (ст. 10.bis Конвенции от 20.03.1883). Сюда относят:

  • ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, продукты или деятельность конкурента;
  • действия, способные вызвать смешение наименований, слоганов, логотипов компаний, продуктов;
  • утверждения, которые вводят общественность в заблуждение относительно свойств товаров.
ВАЖНО!
Конвенция подписана от имени СССР 12.10.1967 и ратифицирована 19.09.1968 (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.09.1968 № 3104-VII). Конвенция действует для РФ до сих пор.
Для сведения: входит ли коммерческая тайна в перечень сведений конфиденциального характера

Виды недобросовестной конкуренции

На законодательном уровне выделяют семь видов (ст. 14.1–14.7 Закона), а именно:

Вид

Описание

Дискредитация

Распространение ложных или неточных сведений, направленных на причинение убытка конкурирующей стороне и порочащих ее деловую репутацию

Введение в заблуждение

Распространение ложных сведений о собственном товаре с целью привлечь покупателей, в этом случае к методам недобросовестной конкуренции относится недостоверная информация о качестве, количестве продукта, его назначении, условиях изготовления, результатах, ожидаемых от использования и т.д

Некорректное сравнение

Сопоставление, которое использует такие категории, как «лучший», «первый», «самый», «единственный» и др., формирует мнение о необоснованном превосходстве товара или бренда

Использование чужой интеллектуальной собственности

Незаконное использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (к примеру, логотипа, наименования, слогана и т.д.)

Смешение с конкурентом

Действия, которые вызывают смешение с деятельностью конкурента, с его товарами

Использование тайны конкурента

Незаконное получение, использование, разглашение чужой коммерческой тайны.

Перечень форм недобросовестной конкуренции является открытым (статья 14.8 Закона). При установлении таких фактов оцениваются общие признаки нарушений, установленных п. 9 ст. 4 Закона и ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.

Примеры недобросовестной конкуренции

Если баталии партнеров на рынке признают нечестными, то арбитром выступит сначала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая не только рассматривает обращения и жалобы, но и сама имеет полномочия проверять компании на добросовестность в партнерстве. Затем споры, не решенные на этом уровне, переходят в арбитражные суды или Суд по интеллектуальным правам. Поэтому в целях пресечения недобросовестной конкуренции, для понимания, какие доказательства принимают суды и как выстраивается линия защиты, необходимо скрупулезно изучать судебную практику и постановления антимонопольной службы. Все примеры нечестной конкуренцией сегодня — там.

Пример 1. Узнать коммерческие тайны конкурента

Это можно сделать разными способами:

  • подкупом чужих сотрудников;
  • путем шпионажа;
  • переманиванием «лучших» сотрудников конкурента.

История: использовалась информация, составлявшая коммерческую тайну конкурента, ее передали его бывшие сотрудники. Направлялись письма партнерам конкурента с предложением расторгнуть их действующие договоры и перейти на контракты с новой компанией. Ситуация рассмотрена ФАС, наложен штраф, суды поддержали антимонопольную службу.

Документ: постановление ФАС Московского округа от 16.09.2013 по делу № А40-98738/12-21-929

Пример 2. Копировать или имитировать внешний вид товара, услуги

История: сотовый оператор № 1 запустил в продажу серию стартовых комплектов и сим-карт, которые оформил в цветах сотового оператора № 2. Признано нарушение запрета о смешении с деятельностью конкурента (ст. 14.6 Закона), наложен штраф.

Документ: постановление ФАС России от 15.03.2017 по делу № 4-14.33-1822/00-08-16

Пример 3. Предоставлять информацию о товаре, вводящую в заблуждение покупателя

История: публикация на сайте информации о том, что выпускаемый товар «превосходит российские аналоги», признана нарушением. Данное утверждение ничем не подтверждено, потребитель введен в заблуждение, конкурент мог потерпеть убытки. ФАС назначил штраф, споры в суде для нарушителя не увенчались успехом.

Документ: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.04.2016 № Ф04-914/2016, А45-15128/2015

Штрафы за недобросовестную конкуренцию

Штрафы в большинстве случаев назначаются по статье 14.33 КоАП.

Читайте также: как составить договор купли-продажи бизнеса
Зорина Наталья Индивидуальный предприниматель

С 2004 года консультирую компании по вопросам трудового законодательства, провожу лекции правовой тематики, работаю с крупными компаниям и госорганами, веду свой бизнес.