Сколько существуют торговые отношения, столько и желание предпринимателей стать первыми. Но если в этой борьбе забыть о добросовестности, то страдают участники рынка: потребитель, конкурент. Закон запрещает недобросовестную конкуренцию. Разберемся, что это такое, какие виды существуют и как защититься.
Навигация
Что такое недобросовестная конкуренция
Любая компания хочет получить преимущество в предпринимательской деятельности, но ее действия отнесут к незаконным методам конкуренции, если в их результате конкурент потерпит убытки, пострадает его деловая репутация, нарушается закон, обычаи делового оборота, требования разумности и добропорядочности (п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, далее — Закон).
Парижская конвенция по охране промышленной собственности понятие недобросовестной конкуренции трактует как всякое действие, которое противоречит честным обычаям в промышленных и торговых делах (ст. 10.bis Конвенции от 20.03.1883). Сюда относят:
- ложные утверждения, способные дискредитировать предприятие, продукты или деятельность конкурента;
- действия, способные вызвать смешение наименований, слоганов, логотипов компаний, продуктов;
- утверждения, которые вводят общественность в заблуждение относительно свойств товаров.
Для сведения: входит ли коммерческая тайна в перечень сведений конфиденциального характера
Виды недобросовестной конкуренции
На законодательном уровне выделяют семь видов (ст. 14.1–14.7 Закона), а именно:
Вид |
Описание |
---|---|
Дискредитация |
Распространение ложных или неточных сведений, направленных на причинение убытка конкурирующей стороне и порочащих ее деловую репутацию |
Введение в заблуждение |
Распространение ложных сведений о собственном товаре с целью привлечь покупателей, в этом случае к методам недобросовестной конкуренции относится недостоверная информация о качестве, количестве продукта, его назначении, условиях изготовления, результатах, ожидаемых от использования и т.д |
Некорректное сравнение |
Сопоставление, которое использует такие категории, как «лучший», «первый», «самый», «единственный» и др., формирует мнение о необоснованном превосходстве товара или бренда |
Использование чужой интеллектуальной собственности |
Незаконное использование исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг (к примеру, логотипа, наименования, слогана и т.д.) |
Смешение с конкурентом |
Действия, которые вызывают смешение с деятельностью конкурента, с его товарами |
Использование тайны конкурента |
Незаконное получение, использование, разглашение чужой коммерческой тайны. |
Перечень форм недобросовестной конкуренции является открытым (статья 14.8 Закона). При установлении таких фактов оцениваются общие признаки нарушений, установленных п. 9 ст. 4 Закона и ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
Примеры недобросовестной конкуренции
Если баталии партнеров на рынке признают нечестными, то арбитром выступит сначала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая не только рассматривает обращения и жалобы, но и сама имеет полномочия проверять компании на добросовестность в партнерстве. Затем споры, не решенные на этом уровне, переходят в арбитражные суды или Суд по интеллектуальным правам. Поэтому в целях пресечения недобросовестной конкуренции, для понимания, какие доказательства принимают суды и как выстраивается линия защиты, необходимо скрупулезно изучать судебную практику и постановления антимонопольной службы. Все примеры нечестной конкуренцией сегодня — там.
Пример 1. Узнать коммерческие тайны конкурента
Это можно сделать разными способами:
- подкупом чужих сотрудников;
- путем шпионажа;
- переманиванием «лучших» сотрудников конкурента.
История: использовалась информация, составлявшая коммерческую тайну конкурента, ее передали его бывшие сотрудники. Направлялись письма партнерам конкурента с предложением расторгнуть их действующие договоры и перейти на контракты с новой компанией. Ситуация рассмотрена ФАС, наложен штраф, суды поддержали антимонопольную службу.
Документ: постановление ФАС Московского округа от 16.09.2013 по делу № А40-98738/12-21-929
Пример 2. Копировать или имитировать внешний вид товара, услуги
История: сотовый оператор № 1 запустил в продажу серию стартовых комплектов и сим-карт, которые оформил в цветах сотового оператора № 2. Признано нарушение запрета о смешении с деятельностью конкурента (ст. 14.6 Закона), наложен штраф.
Документ: постановление ФАС России от 15.03.2017 по делу № 4-14.33-1822/00-08-16
Пример 3. Предоставлять информацию о товаре, вводящую в заблуждение покупателя
История: публикация на сайте информации о том, что выпускаемый товар «превосходит российские аналоги», признана нарушением. Данное утверждение ничем не подтверждено, потребитель введен в заблуждение, конкурент мог потерпеть убытки. ФАС назначил штраф, споры в суде для нарушителя не увенчались успехом.
Документ: постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.04.2016 № Ф04-914/2016, А45-15128/2015
Штрафы за недобросовестную конкуренцию
Штрафы в большинстве случаев назначаются по статье 14.33 КоАП.
Читайте также: как составить договор купли-продажи бизнеса