Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Новости, которые обратили на себя внимание: мобильное приложение «Инспектор» и новые разъяснения ФНС о работе с кассовыми чеками

Размер шрифта:

Добрый день, с вами снова мы, авторы колонки «Катавасия, или Будни ИП», — Наталья Зорина и кот Арсений Бонифаций.

Кратко, о чем выпуск («Спойлерр — это...» — муркнул кот.):

В апрельском письме ФНС дает разъяснения о порядке работы с кассовыми чеками. В нем указано, что продавец обязан выдать покупателю бумажный чек, даже если тот сообщает, что чек не нужен. Исключение составляют случаи, когда бизнес работает с электронными чеками, для которых покупатель предварительно дал согласие на их получение. А новое мобильное приложение «Инспектор» позволяет предпринимателям дистанционно подтверждать устранение нарушений, выявленных надзорными органами.

Время чтения: 3 минуты

Навигация

ФНС разъяснила порядок работы с кассовыми чеками, или В каких случаях вопрос кассира: «Кассовый чек нужен?» — некорректен

Вопрос: «Вам чек нужен?» — мы слышим в магазинах часто. Его стали задавать в период пандемии, когда возникли перебои с поставками кассовой ленты. Тогда ФНС России обещала не наказывать предпринимателей за невыдачу бумажного чека при условии, что продажа обязательно регистрируется на кассе.

Пандемия ушла, а вопрос о выдаче чека остался. Сейчас ФНС считает его некорректным, так как чек обязателен к выдаче по закону, и его предоставление не должно зависеть от желания покупателя (Письмо ФНС России от 23.04.2025 № АБ-4-20/4130@).

Налоговая видит эту ситуацию так. Продавец не вправе не выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе, даже если покупатель проявит инициативу и сообщит ему, что чек не нужен. Продавец обязан сформировать, распечатать и представить бумажный чек покупателю в зоне передачи товара. И только если после выдачи чек добровольно не взят покупателем, то он подлежит утилизации.

При этом ФНС напоминает, что выдача чека при расчетах — это обязанность продавца в силу пункта 2 статьи 5 Закона о ККТ. А нарушение установленного порядка грозит административной ответственностью, предусмотренной частями 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ. Это штраф от 1500 до 10 000 рублей.

Правило об обязательности бумажного чека применяется тогда, когда бизнес работает только с бумажными чеками (не с электронными) или с кассами, которые не передают данные в налоговую через ОФД.

Наш с тобой зоомагазин работает с покупателями через личный кабинет, в который направляются электронные чеки. Работу с электронными чеками закон разрешает при условии, что покупатель до момента расчета предоставил согласие на получение электронного чека, данные, куда этот чек направить (телефон, e-mail), и сообщил в любой форме (например, устно), что ему бумажный чек не нужен.

Когда направлен электронный чек, бумажного может не быть, если покупатель проинформировал об этом. Получается, в этом случае продавец вправе задать вопрос: «А бумажный чек нужен?» И хотя в письме ФНС об этом не говорит, но как еще получить согласие на невыдачу чека? Покупатель сам об этом не вспомнит.

Пример.

Были реальные две покупки вчера вечером. Сначала я заправляла машину, потом покупала хлеб. При покупке бензина работник АЗС, направляя мне электронный чек, спросил, а печатать ли бумажный чек. Я отказалась, чек мне не нужен. В этой ситуации, я считаю, нарушений нет.

В хлебном ларьке меня тоже спросили, а нужен ли чек. Но при этом свои данные для направления чека я продавцу не предоставляла, к тому же у этой торговой точки отсутствует возможность формировать электронные чеки. Невыдача бумажного чека в данном случае — нарушение. Даже если на кассовом аппарате продажа зафиксирована!

Исполнить предписание надзорных органов теперь можно дистанционно, через мобильное приложение «Инспектор»

Минэкономразвития и Минцифры России предоставили новый функционал мобильного приложения «Инспектор», которое позволит предпринимателям подтверждать устранение нарушений без повторных визитов надзорных органов.

Да, тренд на цифровизацию набирает обороты. Пилотный проект по использованию мобильного приложения в качестве программного средства взаимодействия с надзорными органами начался в середине 2024 года.

А в конце года возможность работы с «мобильным инспектором» закрепили на законодательном уровне (закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ). Программу разрешили использовать для дистанционного взаимодействия с контролирующими органами при различных надзорных мероприятиях: например, при инспекционном визите, выездной проверке и рейдовом осмотре (Закон о государственном и муниципальном контроле в РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Ознакомиться и скачать мобильное приложение «Инспектор» можно на портале КНД. А особенности работы «Инспектора» описал Минэкономразвития на своем сайте:

  • интеграция с ЕСИА через «Госуслуги»;
  • защита от подмены геопозиции;
  • архивирование данных проверок на 5 лет;
  • доступ к истории мероприятий для предпринимателей и контролеров.

В марте 2025 году заявлен новый функционал «Инспектора». Он освободит бизнес от повторных визитов контролирующих органов после первичной проверки. Так, вместе с вынесением предписания предпринимателю на портал Госуслуг придет уведомление с предложением самостоятельно устранить нарушение. В мобильном приложении «Инспектор» появится чек-лист нарушений, сюда же предприниматель сможет загрузить материалы, фотографии, видеозаписи, которые подтверждают процесс устранения замечаний, и направить их инспектору (уже настоящему, а не виртуальному!) для проверки.

Будни ИП: как управлять бизнесом без суеты - Колонка Натальи Зориной на PPT.RU:

Зорина Наталья Индивидуальный предприниматель

С 2004 года консультирую компании по вопросам трудового законодательства, провожу лекции правовой тематики, работаю с крупными компаниям и госорганами, веду свой бизнес.

Комментарии
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Катавасия, или Будни ИП – авторская колонка Натальи Зориной: ответы по темам
1 вопрос
19 июня 2025
Нужно ли платить НДС при списании товара, испорченного при хранении на складе

Разбираемся, как платить НДС при списании товара, испорченного при хранении на складе из-за потопа

1 вопрос
46
1 вопрос
18 июня 2025
Порядок действий при приёме на работу иностранного гражданина с патентом?

Обсуждаем, как принять на работу иностранного гражданина с патентом, чтобы ничего не нарушить.

1 вопрос
158
1 вопрос
17 июня 2025
«Политика конфиденциальности» и «Политика обработки персональных данных» это разные документы?

Разбираемся, «Политика конфиденциальности» и «Политика обработки персональных данных» являются разными документами, или один из них включён в другой?

1 вопрос
277
1 вопрос
1 июня 2025
Как ответить налоговой на запрос несуществующего реестра

Разбираемся, как ответить налоговой на требование предоставить реестр, который нельзя сформировать в 1С.

1 вопрос
966
1 вопрос
29 мая 2025
Признает ли налоговая дроблением создание отдельного ООО для реализации продукции основной компании, если руководство и учредители аффилированы?

Разбираемся, в каких случаях налоговая посчитает дроблением создание отдельного ООО для реализации продукции другого.

1 вопрос
1140
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте