РНП для единственного поставщика: необъяснимо, но факт!

Размер шрифта:

Остается спорным вопрос о том, следует ли включать в реестр недобросовестных поставщиков компании, которые не исполнили надлежащим образом контракт, заключенный без проведения конкурентной процедуры. Единого нормативно закрепленного мнения по этому вопросу нет, что ведет к противоречивой практике УФАС.

Навигация

Правовая неопределенность

Как известно, Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, регулирующий вопросы организации государственных закупок в России, устанавливает как конкурентные способы закупок, такие как конкурс, аукцион или запрос предложений, так и неконкурентные — закупка у единственного поставщика.

При этом возможность выбора неконкурентной процедуры у заказчиков ограничена — имеется закрытый перечень случаев, когда заказчик вправе заключить контракт без проведения конкурентного тендера.

Также 44-ФЗ регулирует порядок действий заказчика в случае, если его контрагент не исполняет обязательств по контракту. Один из обязательных шагов — подача информации в УФАС для рассмотрения вопроса о включении такого контрагента в реестр недобросовестных поставщиков.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали изменения в правила ведения РНП с 01.07.2021. Используйте эти инструкции бесплатно.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

При этом если контракт заключен в результате конкурентного тендера, и подрядчик его не исполнил, он включается в реестр — в этой части противоречий нет. В отличие от него, вопрос о том, включается ли в него информация о единственном поставщике, в законе напрямую не урегулирован.

Минэкономразвития и Минфин разъясняли этот вопрос в письмах, но и у них нет единства мнений.

Позиция Минэкономразвития России

Минэкономразвития России в 2015 году дважды в письмах разъясняло позицию по поводу включения в РНП единственных поставщиков:

  • в письме от 20.11.2015 № Д28и-3503 ведомство настаивало на том, что в реестр не включаются сведения о единственных поставщиках, не исполнивших контракты. Исключение составляли те из них, кто стал единственным в связи с тем, что не состоялись конкурентные процедуры;
  • спустя всего месяц, 21.12.2015, ведомство издает письмо № Д28и-3829, где излагает прямо противоположное мнение — информация о любых контрагентах, не исполнивших контракты, включается в РНП.

Позиция Минфина России

Позиция Минфина более однозначна: письмом от 25.09.2019 № 24-03-07/73775 ведомство однозначно заявило, что в реестр включается информация о любых контрагентах, не исполнивших контракты.

Практика УФАС

Нормативная неопределенность по этому вопросу привела к противоречивой практике УФАС — разные управления склонны принимать прямо противоположные решения по таким заявлениям. Например, Омское УФАС не рассматривает заявления о включении в РНП единственных поставщиков. В то же время Московское УФАС рассматривает такие дела по существу, то есть допускает включение таких компаний в РНП.

Возможное решение проблемы правовой неопределенности

Чтобы понять, следует ли УФАС включать в РНП единственных поставщиков, важно разобраться в сути института реестра недобросовестных поставщиков и его назначении. РНП существует, чтобы:

  • мотивировать контрагентов госзаказчиков исполнять надлежащим образом обязательства по контракту — попадание в РНП временно препятствует работе на госзаказе и, соответственно, наносит ущерб экономической деятельности компании;
  • ограждать заказчиков от недобросовестных компаний — организация в РНП не участвует в тендерах, а значит, не становится контрагентом других заказчиков и не проваливает исполнение их контрактов.

РНП — это способ очистить рынок от недобросовестных компаний и создать условия для эффективной работы заказчиков и выгодного расходования бюджетных средств. Размышляя таким образом, логично включать в реестр всех не исполняющих обязанности контрагентов, в том числе тех, с кем контракт заключен без конкурентного тендера.

С другой стороны, конкурентная процедура — это длинный трудоемкий процесс, предъявляющий массу требований к участникам. В ходе проведения закупки участник многократно проверяется, и выбирается в итоге лучший.

При этом закупка у единственного поставщика не требует, как правило, никакой процедуры и не предполагает объемную проверку будущего контрагента.

Логично, что к победителям конкурентных процедур предъявляются более серьезные требования, а за ненадлежащее исполнение обязательств следует более серьезная ответственность.

С этой точки зрения, очевидно, более соответствует логике закона подход, при котором в РНП включаются только компании, которые не исполнили контракт, заключенный по результатам конкурентного тендера.

Гольцова Полина юрист, специалист по госзакупкам

В 2011 году окончила УрГЮА (ИПиП), в 2013 — РАНХиГС по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». С 2013 по 2018 года занималась юридическим сопровождением закупок бюджетных учреждений федерального и регионального уровней.