Приказ Минэкономразвития 567 об определении НМЦК — это документ, который принят для исполнения п. 20 ст. 22 44-ФЗ. Он утверждает методические рекомендации по применению методов обоснования начальной цены закупки.
Навигация
Скачать приказ Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 |
Общие положения
Определение НМЦК по приказу производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения и документации и отражается в указанных документах.
Расчет требуется разместить в открытом доступе в интернете без указания наименования поставщиков, которые предоставили информацию, но с указанием реквизитов и подтверждающих документов. Обратите внимание, что, учитывая значимость справочной информации, на основании которой выполнен расчет, рекомендуется хранить оригиналы или снимки экрана (скриншоты) вместе с другими документами о закупке (ч. 15 ст. 53, ч. 13 ст. 90 — не менее 3 лет, приказ Министерства культуры РФ от 25.08.2010 № 558 — 5 лет, а по крупным поставкам и наиболее важным работам, услугам — постоянно).
Как и 44-ФЗ, приказ 567 от 02.10.2013 об утверждении методических рекомендаций позволяет определить с помощью одного или нескольких из ниже названных методов:
- сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Если это невозможно, заказчик вправе использовать иные методы. Обязательно готовят документ-обоснование о невозможности применения основных.
Порядок расчета НМЦК
Порядок обоснования цены по приказу Минэкономразвития 567 от 02.10.2013 закреплен во второй главе приказа о методических рекомендациях и указывает последовательность действий, которую необходимо сделать в целях осуществления закупки:
- определить потребность в конкретном товаре и перечень требований к нему;
- провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации;
- сформировать описание объекта;
- проанализировать наличие нормативно-правовых актов в отношении планируемых к закупке групп товаров;
- установить применимый метод и сформировать обоснование.
Какие документы использовать для обоснования НМЦК
В каждом разделе приказа № 567 указано, какую ценовую информацию, в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития РФ, допустимо использовать для расчета НМЦК, — коммерческие предложения потенциальных поставщиков, ответы на запросы цен в ЕИС, общедоступные источники информации, сведения из реестра контрактов, реклама, каталоги, регулируемые тарифы (цены) и т. д.
Распоряжением правительства № 1995-р от 18.09.2017 утвержден закрытый перечень источников информации для определения НМЦК на поставку технических средств реабилитации и услуг. К таким источникам относятся:
- Реестр контрактов, которые заключили заказчики, в части информации о ценах на техсредства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам, по исполненным в течение последних 3 лет контрактам на территории субъекта, в котором расположен заказчик, и на территории сопредельных с местом расположения заказчика регионов.
- Каталог товаров, работ, услуг (если есть информации о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам).
- Предложения поставщиков, в которых указана информация о ценах на технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалидам, полученные по результатам размещения заказчиком запросов цен в ЕИС.
Рекомендуем заказчикам хранить документы, которые подтверждают совершение всех действий по обоснованию НМЦК: направление запроса, изучение реестра контрактов и т. п. В п. 2.1 приказа № 567 указано, что оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана (скриншоты), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке. В дальнейшем это позволит заказчикам аргументировать позицию и предоставить контролерам доказательную базу по соблюдению требований закона о контрактной системе и приказа № 567.
Правоприменительная практика
Приказ Минэкономразвития раскрывает расчет НМЦК более детально, нежели закон о контрактной системе. Но письма Минэкономразвития от 13.07.2015 № Д28и-2094, от 18.12.2015 № Д28и-3771, от 12.01.2016 № Д28и-60 разъясняют, что заказчик при определении цены обязан руководствоваться положениями 44-ФЗ, приказ не обязателен к применению, а само Минэкономразвития не наделено компетенцией разъяснять законодательство РФ. Аналогичные выводы содержатся и в письме Федерального казначейства от 22.12.2014 № 42-7.4-05/5.7-791.
Арбитражный суд Северо-западного округа подтверждает, что приказ не носит нормативного характера, а направление заказчиком трех запросов для обоснования цены (вместо пяти, по рекомендациям) не нарушает требований действующего законодательства (постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014).
Имеется и обратная судебная практика: если документы не зарегистрированы в Минюсте и не опубликованы в установленном порядке, это не свидетельствует о невозможности применения приказа Минэкономразвития (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.09.2015 № Ф03-3895/2015).
Таким образом, правоприменительная практика по вопросу обязательности применения рекомендаций неоднозначна. Но все-таки указания несут ценность как наглядная помощь заказчику при осуществлении закупочной деятельности. Они содержат формы рекомендуемых обоснований и примеры расчета, разработаны с соблюдением общих принципов закона о контрактной системе.
Дополнительно сообщаем, что при несоблюдении порядка обоснования НМЦК заказчиков привлекают к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 10 000 рублей.