Закупки на поставку бумаги для офисной техники по ОКПД2 имеют ряд особенностей: применение ГОСТа, КТРУ, национального режима и другие. А за нарушение этих правил могут серьезно оштрафовать.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Закупать бумагу для госучреждений нужно через электронные аукционы или запросы котировок.
- Преференции дают товарам из стран ЕАЭС, чтобы выбирать их при прочих равных условиях.
- Организации инвалидов могут получить преимущества в цене, если предложат бумагу по коду 17.21.1.
- Техническое задание должно содержать детальные характеристики бумаги, включая количество и упаковку.
- Победителя выбирают по наименьшей цене и соответствию требованиям, установленным в документации.
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Шаг 1. Выбираем способ определения поставщика
Вот как проводить поставка бумаги для офисной техники по ОКПД2: когда выбираете способ поставки бумажной продукции для государственных нужд, проверьте наличие приобретаемого товара в перечне продукции, которая закупается только путем проведения аукциона в электронной форме. Этот перечень утвержден Распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р. Код 17 — офисная бумага А4 по ОКПД2 (бумага офисная и изделия из нее) — есть в нем. Заказчику разрешено закупать канцелярию путем проведения запроса котировок или у ед. источника, если соблюдены требования 44-ФЗ к сумме закупки и доле размещенных ранее заказов. В ином случае учреждение проводит электронный аукцион.
Шаг 2. Устанавливаем преференции
Преференции — это преимущества, предоставляемые на этапе оценки заявок и заключения контракта поставщикам товаров, произведенных в странах ЕАЭС. Порядок предоставления преференций и перечень таких товаров определен в Приказе Минфина от 04.06.2018 № 126н.
Кода ОКПД2 17.12.14.110 — бумага для печати — нет в этом перечне, и она закупается без преференций. Если проводится тендер на поставку ежедневников (код ОКПД2 17.23.13.191), заказчик устанавливает преференции и указывает в документации такие условия:
- требование о декларировании участником в составе заявки страны происхождения товара;
- ответственность участника за предоставление ложной информации о стране происхождения.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности для госзакупок офисных товаров. Используйте эти инструкции бесплатно.
Шаг 3. Устанавливаем преимущества
Если закупаете поставку бумаги и картона конкурентными способами, которые относятся к коду ОКПД2 17.21.1, предоставьте преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Эти товары включены в перечень, который утвержден Распоряжением Правительства № 3500-р от 08.12.2021.
Шаг 4. Составляем техническое задание и проект контракта
В техническое задание на закупку канцелярии включайте:
- базовые и дополнительные характеристики продукции;
- требования к количеству товара, упаковке;
- периодичность, сроки поставки.
Обычно гарантийный срок на бумагу для офисной техники не устанавливают.
Базовые характеристики заказчик выбирает из каталога товаров, работ и услуг (КТРУ). Например, одна из наиболее распространенных позиций — ОКПД 17.12.14.129: бумага печатная прочая. В каталог КТРУ включены 28 записей, посвященных бумаге. Заказчик выбирает конкретную позицию КТРУ, исходя из количества листов в пачке, массы изделия, формата и марки. Эти характеристики обязательно отражаются в техническом задании. Например, КТРУ 17.12.14.129-00000026 бумага для офисной техники белая — его применяют с 03.11.2022.
Если заказчик уточняет техзадание, то он вправе включить в него дополнительные параметры. Он готовит обоснование для закупки канцелярских товаров по таким параметрам ТЗ. При формулировании добавочных характеристик покупатель руководствуется положениями статьи 33 Закона о контрактной системе:
- пропишите обоснованные, непротиворечивые, объективные требования к продукции;
- не указывайте товарные знаки, страну происхождения и иные требования, которые повлекут необоснованное ограничение конкуренции (указание товарных знаков допускается только с пометкой «или эквивалент» и в том случае, если другие марки продукции будут несовместимы с имеющимся оборудованием, что при закупке канцелярии маловероятно);
- используйте критерии, требования и термины по техрегламентам и документам о стандартизации (ГОСТы, СанПиНы).
- форматы листов, размеры рулонов;
- марки А, B, C;
- показатели качества в зависимости от марки;
- условное обозначение (наименование, марка, масса, указание ГОСТа).
Если заказчик предъявляет иные, чем в ГОСТе, требования, он обязан обосновать такое решение.
Для заказчиков типовой контракт на поставку офисной бумаги по 44-ФЗ в 2024 году не обязателен для применения. Это значит, что утвержденные формы контрактов применяют, если они не противоречат 44-ФЗ. А вот типовые условия контрактов применять придется, но они пока не утверждены.
44-ФЗ разъясняет, может ли быть бумага для офисной техники без товарного знака: участник прописывает в заявке конкретные показатели товара. Когда товарный знак в заявке не указан, поставщик отгружает продукцию с любым товарным знаком.
Шаг 5. Рассматриваем заявки
Поскольку поставка канцелярии чаще всего закупается в форме электронного аукциона, заявки рассматривают после завершения торгов. По результатам рассмотрения формируют итоговый протокол. Не всегда победителем признают участника, предложившего наименьшую цену. Контракт заключается с лицом, предложившим наименьшую цену и соответствующим требованиям заказчика.
Закупочная комиссия проверяет соответствие предлагаемой продукции установленным в документации требованиям. Комиссии следует сопоставить данные, указанные участниками в первой части заявки, с данными техзадания. Также комиссией проводится проверка соответствия поставщиков офисной бумаги критериям, которые прописаны в документации, и сопоставление полученных ценовых предложений.
Если закупаемая канцелярия подпадает под перечень Приказа Минфина от 04.06.2018 № 126н, заказчик устанавливает преференции товарам, произведенным в странах — участницах ЕАЭС. Если торги проходят в форме запроса котировок и один из участников предложил к поставке товар российского происхождения, а второй — китайского, то итоги подводятся так:
В примере победителем закупки признавайте участника, заявка которого содержит предложение о поставке российских товаров, так как для оценки применяется понижающий коэффициент. Контракт на поставку с ним заключат по цене 100 рублей.
Если проводится аукцион, преимущества предоставляются в другом порядке. Победитель закупки определяется обычным путем — это тот, кто предложил наименьшую стоимость. Но затем, если победитель аукциона поставляет продукцию иностранного происхождения (за исключением той, которую произвели в государствах — членах ЕАЭС), контракт на поставку заключается по цене, сниженной на 15% от той, что указана в его предложении. Если побеждает участник, который поставляет товары производства России и стран ЕАЭС, цена контракта на поставку не снижается.
Если предоставляли в закупке преимущества организациям инвалидов и организация подтвердила право на получение преимуществ, повысьте цену на 15%, но не выше НМЦК.
Как проводить другие госзакупки
У нас есть подробные инструкции, как правильно закупать: