В 2024 году подача жалобы по 44-ФЗ происходит электронно. Рассказываем, как подать жалобу в ФАС онлайн и какие документы к ней приложить.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Жалобы в ФАС по закупкам подаются через ЕИС.
- Обращение составляется на русском языке и содержит документы и данные.
- Пожаловаться могут участники торгов и общественные объединения.
- ФАС принимает решение в течение пяти рабочих дней после поступления документа.
- Решение публикуется в ЕИС и может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев.
Когда подают жалобу в ФАС
В электронных закупках заказчику и поставщику подать жалобу в ФАС через ЕИС — основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений в закупках:
- некорректные положения планов и закупочной документации;
- незаконные причины отклонения заявок по закупке;
- противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
- жалоба в УФАС о непризнании единственного участника аукциона победителем;
- действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.
Жалуются в ФАС по закупкам в электронном виде, кроме закрытых торгов. Электронное обращение составляется на русском языке в письменном виде, в нем указывают и прикладывают документы и информацию, которые предусмотрены ч. 8 ст. 105 44-ФЗ:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (если есть такая информация);
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, который подал заявление, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
- реквизиты закупки (объект, номер извещения). Исключение — обжалования действий (бездействий) оператора электронной площадки, которые связаны с аккредитацией участника закупки;
- указание на обжалуемые действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы заявителя;
- документы, которые подтверждают, что заявление обоснованно;
- список прилагаемых документов.
Вот кто может подать жалобу в ФАС на заказчика по 44-ФЗ — общественные объединения, участники торгов, участники, заключившие контракт. Обжаловать закупки с НМЦК больше 20 млн вправе только компании, у которых есть исполненный контракт с ценой 20% от НМЦК.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как подать жалобу по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
В какую ФАС подавать жалобу
Обращение направляют в ФАС по месту нахождения заказчика, а если заявитель жалуется на действия площадки или заявление по гособоронзаказу — в ФАС России.
Как подать жалобу в ФАС
Обращения по закупкам в ФАС подают только через ЕИС. По закрытым закупкам обращения через ЕИС принимают в тестовом режиме, они доступны не всем пользователям.
Обращения в региональные контрольные органы и в ФАС по закрытым закупкам отправляют почтой заказным письмом с описью вложения или вручают лично через канцелярию ведомства.
Большинство жалоб по закупкам направляют в ЕИС.
Вот инструкция, как подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ в электронном виде через ЕИС:
Шаг 1. На сайте ЕИС в левой колонке меню выберите раздел «Жалобы».
Шаг 2. Кликните «Подать жалобу».
Шаг 3. Заполните информацию по обращению.
Необходимо заполнить:
- обжалуемое действие;
- краткое содержание обращения;
- идентификационный код закупки;
- субъект жалобы;
- информацию о контрольном органе;
- подтверждение отсутствия поставщика в РНП.
Все данные подтянутся автоматически после указания кода закупки, их необходимо проверить, подготовка жалобы в ФАС происходит автоматически при заполнении полей. Если система предлагает несколько вариантов, выберите подходящий.
Шаг 3. Приложите документы.
На этом этапе прикладывают текст обращения в ФАС в формате docx и документы в подтверждение доводов заявителя:
- протоколы;
- допсоглашения по закупке;
- акты и пр.
Необходимо правильно написать жалобу в ФАС: указать основание нарушения, кем и какие нормы права нарушены, к чему привело нарушение.
Шаг 4. Отправьте жалобу на рассмотрение.
Для этого кликните «Разместить» и подпишите документ.
Если все сделано верно, она отобразится в разделе «Размещена».
Какие документы приложить к жалобе
К жалобе прикладывают те документы по закупке, которые являются спорными, и которые подтверждают доводы заявителя:
- копии переписки с контрагентом;
- платежные поручения;
- акты приемки и пр.
Сроки для обжалования
Если эти сроки истекут, участник обжалует действия по закупке исключительно в суде, а не в ФАС. Важно следить за ними. Собрали их в таблицу.
Что обжалуете | Кто обжалует | Сроки |
---|---|---|
Положения документации о закупке до окончания приема заявок. | Любой участник, общественное объединение. | До окончания срока подачи заявок. |
Положения документации о закупке после окончания приема заявок. | Только участник, который подал заявку. | Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола. |
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры. | Только участник, который подал заявку. | Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола. |
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта. | ||
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов, на стадии заключения контракта. | Участник, с которым заключается контракт. | До совершения сделки. |
Порядок аккредитации оператором электронной площадки. | Заявитель. | 30 дней от даты отказа. |
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки. | Участник торгов. | 5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона. |
Сроки и порядок рассмотрения жалобы
За два рабочих дня после поступления обращения ФАС решает, вернуть его из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 12 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.
Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по закупке в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта по закупке, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.
По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:
- необоснованной;
- частично обоснованной;
- обоснованной.
В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.
Если в установленные законом сроки ответ на обращение не поступит, уточните в региональном ФАС причину задержки. При необоснованных нарушениях заявитель вправе жаловаться на нарушение сроков обработки обращения. В такой ситуации заявитель вправе подать жалобу в Антимонопольную службу через Госуслуги или на сайте ФАС.