Как автоматизировать госзакупки

Размер шрифта:

XXI век — это эпоха непрекращающихся модернизаций всех сфер жизнедеятельности. Автоматизация закупок является действенным инструментом для повышения эффективности закупочного процесса организаций. Как работает автоматизированная система электронных закупок и какие задачи можно автоматизировать, расскажем в статье.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Автоматизация госзакупок помогает быстрее и точнее делать заказы для организаций.
  2. Эти процессы используют специальные программы и компьютерные системы.
  3. Они могут автоматически подготавливать и оформлять все документы для заказов.
  4. С помощью программ можно сократить время и деньги, потраченные на поиск поставщиков и проведение тендеров.
  5. Программы могут быть разработаны внутри компании или куплены у других организаций.

Что такое автоматизация госзакупок

Автоматизация бизнес-процессов — это актуальное направление деятельности в сфере информационных технологий. В связи с этим все большую популярность среди организаций-заказчиков набирают автоматизированные закупки. Более того, автоматизировать закупки стремятся не только крупные предприятия и госкорпорации (яркий пример — автоматизированная система закупок «Газпром»), но и компании, которые относятся как к среднему, так и к малому сегменту бизнеса.

Автоматизация закупок (АЗ) — это процесс повышения эффективности деятельности организаций-заказчиков, контрактных управляющих и контрактных служб, а также иных подразделений и сервисов, непосредственно связанных с функционированием контрактной сферы. Такая работа ведется с использованием специализированных программ и компьютерных систем, что позволяет руководству и другим пользователям отчетности оперативно анализировать результативность торгов, а также более продуктивно вести плановую и контрольную работу в области госзаказа.

Может пригодиться: как назначить контрактного управляющего

Процесс автоматизации выполняет следующие функции:

  • сбор и аналитика сведений о планируемом заказе, осуществляемом для нужд того или иного учреждения;
  • разработка оптимального плана госзакупок и плана-графика;
  • подготовка корректной закупочной документации;
  • согласование количественных и качественных характеристик заказа.

Какие задачи в области госзакупок можно автоматизировать

Автоматизированная система закупок должна быть технически актуальной и в полной мере подходить организационному учету предприятия. Любому заказчику очень важно в первую очередь автоматизировать управление закупочного процесса и обеспечить надлежащий доступ к корректным и своевременным сведениям.

При помощи АСЗ, такой, как автоматизированные закупки «Газпрома», можно автоматизировать следующие задачи в области госзакупок:

  1. Сверка остатков товарно-материальных ценностей заказчика. При отсутствии необходимых запасов на складе закупщика заявка на приобретение товаров разрабатывается автоматически.
  2. Создание оптимизированного ПЗ. Аналитика товаров, работ и услуг, приобретаемых организацией-заказчиком, осуществляется по множеству заданных критериев.
  3. Формализация процедур госзаказа.
  4. Усовершенствование порядка проведения закупочных процедур.
  5. Уменьшение временных и материальных издержек на осуществление тендера.

Сам процесс АЗ проходит с применением электронных форм заявок, включающих в себя данные, помогающие специалистам заказчика избежать критических ошибок. Далее формальная заявка утверждается, о чем направляется специальное уведомление, а затем формируется соответствующий отчет.

Программы для автоматизации закупок

В настоящий момент функционирует ряд программ, позволяющих проводить заказы в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства (44-ФЗ, 223-ФЗ). ПО может быть создано IT-специалистами предприятия самостоятельно либо приобретаться у специализированного интегратора. Ряд электронных площадок предлагают скачать соответствующие приложения на своих официальных сайтах.

Главное, что отличает автоматизированные системы электронных госзакупок, — это наличие интеграции между учетными программами самой организации и ЭТП.

При этом программное обеспечение АЗ должно включать в себя следующие модули:

  1. Модуль управления заказами, в котором происходит автоматическое формирование заявок с учетом потребностей заказчика и остатков ТМЦ. С помощью него проверяются лимиты бюджетных обязательств и остатки денежных средств. Также данный блок позволяет выбрать наиболее подходящего исполнителя заказа и проверить исполнение закупочной процедуры.
  2. Модуль управления тендерами. С его помощью размещаются сведения об объявлении тендера, а также производится оповещение потенциальных поставщиков. Позволяет проводить сбор и анализ данных о проводимых торгах и собирать документацию участника заказа.
  3. Модуль «Отчеты» дает возможность сформировать необходимую отчетность под конкретный запрос заказчика.
  4. Модуль «Наблюдение» — сбор, анализ и ввод сведений из различных источников, проверка на соответствие государственным и отраслевым стандартам, расчет издержек и т. д.
Может быть полезно: как принять и распределить на госзакупки лимиты бюджетных обязательств

Пожалуй, самым ярким представителем ПО для оптимизации работы служит автоматизированная система электронных закупок «Газпром».

Программы, которые также осуществляют автоматизацию госзаказа в соответствии с требованиями 44-ФЗ и 223-ФЗ, — INFOTECH CONCOURS, «Эконом-Эксперт» (входят в реестр российских ПО) и другие.

На заметку: как работать с реестром программного обеспечения

Задорожнева Александра Бухгалтер

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.