Контракт жизненного цикла — это соглашение на комплекс работ от проектирования объекта до его изготовления и последующего обслуживания, включая утилизацию. В законодательстве оговорены случаи, когда разрешается подписать такой договор, к примеру строительство дорог, аэродромов или закупка самолетов, поездов, кораблей. А с 21.02.2021 и позже с 12.05.2022 появились новые основания для применения такого вида госконтракта.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Контракт жизненного цикла предполагает полный цикл работ от разработки и производства товара до его утилизации.
- Последние изменения позволили заключать такие контракты на большее число работ и технику.
- Планируют расширить список случаев для заключения таких контрактов и на другие товары, включая текстиль.
- Есть особенности в регулировании и оценке контрактов жизненного цикла.
- Эффективность управления ресурсами улучшается за счёт использования систем на базе этих контрактов.
Последние изменения
13.02.2021 на портале правовой информации опубликовали постановление правительства №160 от 11.02.2021, которое изменяет постановление правительства №1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ) и вступит в силу 21.02.2021. А 12.05.2022 еще одно изменение в ПП 1087 внесено постановлением Правительства РФ от 09.05.2022 № 838. Собрали все последние изменения в таблицу.
Дата вступления в силу изменений | Что изменилось | Скачать |
---|---|---|
12.05.2022 | Новое основание для заключения контракта жизненного цикла — закупка самоходных машин и других видов техники. | Скачать постановление Правительства РФ от 09.05.2022 № 838 |
21.02.2021 |
Еще одно новое основание для заключения контракта жизненного цикла — выполнение работ по созданию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации информационных систем, центров обработки данных и программно-аппаратных комплексов. |
Скачать постановление №1087 от 28.11.2013 в актуальной редакции |
11.06.2020 |
Изменили пп. «а» п. 1 ПП №1087. Дополнили перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешили подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью: защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а также работы по ремонту таких объектов. До изменений контракт по этому пункту заключали только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью: защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог. |
|
31.01.2020 |
Добавили новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по следующим кодам ОКПД2:
|
Планируемые изменения
Минпромторг на сайте проектов нормативных актов опубликовал проект постановления правительства, которым предлагает расширить случаи заключения контрактов жизненного цикла. К ним планируют отнести закупки текстиля и спецодежды по таким кодам ОКПД2:
- 13.92.12 — постельное белье;
- 13.92.13 — столовое белье;
- 14.12.1 — мужская спецодежда;
- 14.12.2 — женская спецодежда;
- 14.12.3 — прочая спецодежда.
Заказчики получат право в один контракт включать не только поставку, но и подбор, обслуживание, ремонт в течение срока службы или утилизацию товара.
Главное, чтобы продукция отвечала требованиям постановления правительства № 719 от 17.07.2015 о подтверждении производства промышленной продукции в России.
По состоянию на 2024 год этот проект все еще не принят.
Скачать проект постановления правительства об изменении постановления правительства № 1087 от 28.11.2013 |
Как регулируется госконтракты жизненного цикла
Помимо ч. 16 ст. 34 44-ФЗ, контракт жизненного цикла подпадает под действие постановления правительства №1087 от 28.11.2013, определяющего случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:
- автодорог и их участков;
- инфраструктуры морских и речных портов;
- аэродромов;
- объектов коммунального хозяйства;
- инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
- инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- уникальных объектов капитального строительства;
- объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
- зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
- зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
- зданий для сферы культуры;
- объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).
С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).
С 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по постановлению правительства №96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной — инвестором такого специнвестконтракта.
Особенности таких госзакупок
Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке с учетом процедур и ограничений, описанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:
- Есть условие о его банковском сопровождении, если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 постановления правительства №963 от 20.09.2014.
- В качестве критерия оценки заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий — стоимость жизненного цикла по ч. 3 ст. 32 44-ФЗ.
- Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые содержатся в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
- Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения указаны в ч. 2 ст. 72 БК.
Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. под ключ, в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. В этом случае постановлением правительства №563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:
- получить решение правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
- получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
- предусмотреть в контракте специальные условия (они описаны в ч. 4 ПП №563).
Примеры госконтрактов жизненного цикла
На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№0162300000814001059 от 22.08.2014).
Заказчик — Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК — 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рубля. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.
В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.
А в разделе 3 указан срок выполнения каждого этапа работ.