Закупка бумаги для офисной техники — это процедура по 44-ФЗ, которую можно провести и с единственным поставщиком. С 2020 года заказчики обязаны проводить ее только на ЕАТ «Березка».
Выбор способа закупки
Приобрести офисную бумагу можно как конкурентными способами закупки, так и у единственного поставщика. Если поставка бумаги для офисной техники планируется на сумму, не превышающую 300 000 рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) или 400 000 рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), то организация-заказчик имеет право заключить договор с единственным поставщиком.
С 31.07.2019 изменится максимальная цена для заказов бумаги по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ: лимит вырастет до 600 000 рублей.
Для закупок бумажной продукции у единственного поставщика есть еще один важный нюанс: с 01.03.2019 все заказчики федерального уровня и поставщики офисной бумаги обязаны заключать соглашения на торговой площадке ЕАТ «Березка». Для региональных и муниципальных заказчиков это пока не является обязанностью, но они вправе использовать Единый агрегатор торговли для приобретения бумаги.
Выбор конкурентного способа заказа зависит от ОКПД2 — бумага офисная относится к аукционному перечню, утвержденному Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Это означает, что заказ такой продукции должен осуществляться через электронный аукцион (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ).
Можно закупить бумажную продукцию не только электронным аукционом, но и электронным запросом котировок, электронным запросом предложений или у единственного поставщика. Это значит, что по коду ОКПД2 бумага для офисной техники — 17.12.14.110 — допустимо применение всех способов закупок, кроме конкурсных процедур.
Соблюдение национального режима
Применение национального режима в закупках бумаги обусловлено статьей 14 44-ФЗ. К определенной продукции, изготовленной в иностранных государствах, должен применяться национальный режим наравне с товарами, произведенными в Российской Федерации. Регламентируют правила нормативно-правовые акты Правительства РФ.
Узнать, применяется ли к закупаемым товарам, работам и услугам национальный режим, можно по коду ОКПД2. В Приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приводятся коды продукции по видам экономической деятельности:
- 17.12.73.110 — бумага мелованная для печати;
- 17.23.14 — бумага и картон прочие, используемые для письма или печати или прочих графических целей, тисненые, гофрированные или перфорированные. Эта группа включает 5 вложений по конкретным разновидностям товаров.
Требования о национальном режиме прописываются в закупочной документации. Заказчик должен потребовать от участников закупки задекларировать страну-производителя закупаемых бумажных изделий. Для этого участнику госзаказа достаточно указать в заявке страну-изготовителя. Чтобы не ограничить конкуренцию для потенциальных поставщиков, нельзя требовать другие документы и сертификаты, подтверждающие страну происхождения товаров. Закупочной комиссии этого подтверждения достаточно для допуска такого участника к торгам.
Разработка технического задания
Объектом закупки является бумага для офисной техники, поэтому техническое задание составляется по общим правилам, установленным в статье 33 44-ФЗ. Закупка производится по ГОСТ Р 57641-2017 от 07.09.2017 «Бумага ксерографическая для офисной техники. Общие технические условия». Этот норматив вступил в силу с 01.03.2018.
Офисная бумажная продукция приобретается для работы с такими видами оргтехники:
- принтеры;
- факсы;
- копировальная и множительная техника;
- издательское оборудование.
Все стандарты качества по бумажной продукции предписываются ГОСТ Р 57641-2017. В госстандартах определяются требования к формату листов и размерам рулонов, к качественным характеристикам в зависимости от марки продукции, к самим маркам бумажной продукции (А, В, С) и их условным обозначениям.
Когда потребности заказчика отличаются от стандартов, определенных ГОСТ, необходимо привести обоснование закупки бумаги. В техническом задании указываются особые требования заказчика к объекту закупки.
При формировании технического задания специалист организации-заказчика должен использовать каталог товаров, работ и услуг — КТРУ. Применение позиции КТРУ в плановых документах и закупочной документации возможно с момента вступления в силу конкретной позиции. Для офисной бумаги эта дата — 01.08.2019. Если заказчику необходимо закупить иной вид бумажной продукции, дату вступления в силу для определенной позиции можно посмотреть в нужном разделе каталога.
Рассмотрение заявок
Заявки допускаются только после проверки соответствия предложения участника закупки требованиям технического задания и закупочной документации. Закупочная комиссия рассматривает первые и вторые части заявок, после чего определяет победителя. Для электронного аукциона и запроса котировок победителем признается тот участник, который предложит наименьшую цену на поставляемый товар.
По факту рассмотрения первых частей заявок определяется соответствие участников заказа требованиям закупочной документации и технического задания. Если предложение потенциального поставщика не соответствует условиям документации, то такая заявка отклоняется. Если исполнитель не указал страну-производителя продукции, то его отклонять не нужно. Товар такого участника будет рассматриваться как иностранный продукт.
Все допущенные поставщики принимают участие в аукционе и направляют заказчику вторые части заявок. На этом этапе применяются условия национального режима для бумажной продукции, указанной в Приказе № 126н. Механизм применения национального режима используется в соответствии с выбранным способом определения поставщика. Для запроса котировок или предложений результаты процедуры будут подведены следующим образом.
Победителем будет признан участник, который поставляет бумагу российского производства, к его ценовому предложению применяется понижающий коэффициент. Для электронного аукциона действует другой механизм. Победителем признается участник, который больше всех снизил цену в ходе торгов. Дальше действует такое правило: если победитель аукциона поставляет бумагу, изготовленную в России, его окончательное ценовое предложение не изменяется. Если бумажная продукция произведена в иностранном государстве, окончательная цена снижается на 15%.
Заключение контракта
Соглашение между победителем и участником проводится по правилам, закрепленным в статье 83.2 44-ФЗ. В проект контракта вносятся все итоговые данные закупки: наименование поставщика, его продукт со всеми характеристиками и цена поставки офисной бумаги. Контракт направляется на подписание участнику. Соглашение будет считаться заключенным, когда заказчик его подпишет и разместит в ЕИС.