Примером «естественной монополии» может служить компания «РЖД» — это единственная организация, осуществляющая межсубъектные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом.
Навигация
Что такое монополия
Это ситуация, при которой на товарном рынке действует лишь одна организация, то есть отсутствует конкуренция.
Её делят на естественную и искусcтвенную: естественная монополия — это ситуация на товарном рынке, при которой спрос на различного рода товары, работы или услуги удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Например, «Почта России», «РЖД», «Водоканал». Экспортеры нефти ОПЕК — это пример естественной монополии, как и «Газпром» или «Транснефть».
Искусственная связана со специально создаваемой на рынке ситуацией, при которой конкуренция невозможна, а деятельность осуществляет только одна организация, примеры искусственной монополии: ГУП «Московский метрополитен», «Водоканал». В рамках одного города невозможно построить ещё одно метро или проложить трубопровод и создать конкуренцию. Аналогично московскому метро метрополитен Санкт-Петербурга — пример монополии на уровне города Санкт-Петербурга. Такие монополисты существуют в каждом городе или регионе.
В рамках Москвы, например, Мосгортранс как искусственная монополия выражается в невозможности осуществления перевозок иными организациями, так как на такую деятельность необходимо разрешение местного самоуправления. Аналогия с Мосгортрансом — Питеравто.
Выделяют ещё один вид — духовная монополизация, пример духовной монополии в России — РПЦ.
Как проверить организацию
На сайте Федеральной антимонопольной службы представлены субъекты естественных монополий в виде реестра:
В информационной системе на сайте доступен поиск по названию и реквизитам организации.
Эксперты КонсультантПлюс детально разобрали реестр естественных монополий. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Сложные вопросы в закупках у монополистов
Разберемся, когда следует осуществлять закупку у единственного поставщика в соответствии со ст. 93 44-ФЗ, а когда — проводить торги на заключение контракта. Большое количество вопросов возникает в закупках услуг связи.
Согласно нормам Федерального закона № 147 общедоступная электрическая, почтовая связь относится к сфере деятельности субъектов ЕМ.
Однако постановлением Правительства РФ № 637 утверждено, что к указанным выше услугам относится пересылка письменной корреспонденции, передача телеграмм, предоставление телефонного соединения в сети фиксированной телефонной связи с целью передачи голосовой информации.
На основании указанного выше следует: закупка знаков почтовой оплаты (почтовых марок) должна осуществляться заказчиком путем проведения конкурентных процедур.