Разберем самые распространенные нарушения контрактных управляющих. Проверьте, не делаете ли вы то же самое, ведь последствием может стать разбирательство в ФАС и отмена процедуры.
Навигация
Излишние требования к участникам
Закон о контрактной системе позволяет участвовать в госзакупках всем, кто соответствуют установленным требованиям. При этом заказчик не должен устанавливать условия, которые будут нарушать нормы 44-ФЗ. Однако на практике заказчики довольно часто ошибаются и требуют наличие лицензии или допуска СРО у участника. Следовательно, необоснованно ограничивают конкуренцию. Что и является предметом рассмотрения в УФАС. Антимонопольная служба в таких делах встает на сторону поставщика и выдает предписание об устранении нарушений.
Можно привести следующие примеры:
- требование о наличии лицензии, если она требуется по закону только на часть работ по техническому заданию;
- излишнее требования о наличии действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (подробнее в статье «СРО с 1 июля 2017 года в контрактной системе»).
Технологически несвязанные объекты закупки
В погоне за оптимизацией работы и желанием одной закупкой приобрести разнообразные товары, организаторы торгов нередко «льют компот в борщ» и объединяют в одном заказе технологически несвязанные между собой вещи. Например, заказ опытно-конструкторских работ и работы по поставке, монтажу и пуско-наладке оборудования были признаны УФАС опубликованными с нарушением правил описания объекта закупки.
Справедливости ради отметим, что в последнем обзоре Верховного суда объединение в один объект ноутбуков и программного обеспечения к ним признано правомерным.
Не верно выбран способ определения поставщика
Выбор способа определения поставщика — одно из главных решений заказчика в подготовке к проведению закупки. От этого зависят сроки, критерии выбора победителя и другие ограничения. При этом бывает так, что стремление выбрать наиболее квалифицированную организацию приводит к разбирательству в ФАС. Это связано с тем, что заказчики выбирают проведение конкурсных процедур, в то время как продукция подпадает в сферу действия аукционного перечня (Распоряжение Правительства № 471-р от 21.03.2016). Получается, что если заказчик проводит закупку в форме конкурса, а она входит в аукционный перечень, то это является нарушением и грозит санкциями в виде отмены процедуры.