Аудит полноты учетной политики: программа и объекты контроля

Размер шрифта:

Статья раскрывает общий принцип проведения аудита учетной политики предприятия, предлагает алгоритм действий по проверке полноты сведений и соответствия избранных методов учета законодательству.

Навигация

В целях проверки соблюдения организацией требований законодательства необходимо оценивать обоснованность принятой учетной политики (далее — УП) (ФСАД 6/2010 и приложение к письму от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) и ее полноты. Рассмотрим этапы проведения контроля на примере.

Применяемая в организации учётная политика соответствует нормам, изложенным в п. 4 ПБУ 1/2008. Утверждённая приказом (распоряжением) учётная политика раскрывает способы ведения бухгалтерского учёта, в том числе следующую информацию:

  • способы оценки активов и обязательств;
  • способы отражения в учёте применяемых методов;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • технологию обработки информации;
  • применяемые формы, бланки, регистры и т.д.;
  • иные применяемые методы ведения учёта и приложения к учётной политике.

Основные принципы аудита

Процедура аудиторской проверки состоит из трёх основных этапов.

Этап

Процедура

1

План (программа) проверки

Программа аудита заключает в себя общие принципы (процедуры) проверки раздела аудита

Проводится контроль формирования и применения учётной политики

2

Рабочий документ аудитора

В таблицах отражаются все проверенные мероприятия и соответствующий комментарий аудитора

3

Аудиторский отчёт

Выводится итоговая часть проверки

В период проведения проверки организация обязана предоставить аудиторам всю документацию, бухгалтерскую и внутреннюю отчётность. При этом согласно закону аудируемый субъект не вправе запрещать аудитору доступ к необходимой для проверки информации.

Программа аудита

Перед началом проверки составьте программу в соответствии с Правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Программа варьируется от специфики деятельности предприятия.

Аудитором оценивается соответствие УП бизнесу организации и принципам подготовки финансовой отчётности, а также правилам учёта, применяемым в данной отрасли.

Аудит учётной политики предприятия состоит из сопоставления представленного документа с пониманием деятельности аудируемого лица и среды, в которой он существует.

Аудит полноты учётной политики включает в себя следующие этапы:

Пункты программы аудита

Информация для анализа

Соблюдение правил оформления УП

Приказ (распоряжение) об утверждении УП

Рабочий план счетов бухучета

Утверждённые формы первичной документации

Утверждённые регистры бухучета

График документооборота

Оценивается рациональность сроков обработки документов

Порядок проведения инвентаризации

Проверяется порядок сохранения документации

А также другие приложения и методики

Исследование структуры

Изучение форм, регистров, графиков и методик

Проверка полноты

Раскрытие как минимум всех методов ведения учёта, которые допускаются законодательством в отношении тех или иных объектов, применяемых в проверяемой организации

Сопоставление избранных методов учёта действующему законодательству

Проверка соответствия избранных методов учёта на соответствие действующему законодательству

Соблюдение непрерывности деятельности

Проверка имущественной обособленности

Последовательность использования учётной политики

Оценка правомерности изменений

Проверка изменений на соответствие действующему законодательству

Определяется отличие действующей версии от применяемой ранее. Выявленные отличия оцениваются с точки зрения существенности их влияния на оценку показателей отчётности

Выявление фактов недобросовестных действий

Оценивается, насколько выбор (в особенности вопросов, связанных с субъективными оценками и сложными хозяйственными операциями) могут свидетельствовать о недобросовестном составлении бухгалтерской отчётности в результате попытки руководства аудируемого лица манипулировать прибылью

Оцениваются принципы учётной политики, которые отличаются от характерных для данного вида деятельности

Выявление операций, которые отражены неправильно в части учётной политики аудируемого лица

В период проведения проверки аудитор должен получить понимание построения учётной политики организации, а также правил её применения, включая причины внесения изменений, и выявить основные принципы учётной политики в ключевых областях (например, признании выручки, оценки НЗП и т.д.).

В ходе контроля необходимо оценить риски существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчётности.

Рабочий документ аудитора

По завершении проверки раздела создаётся рабочая документация аудитора. В документе обосновываются итоги проверки в соответствии с Правилом (стандартом) № 2 «Документирование».

Рабочий документ «Аудит учётной политики», пример:

Вопросы для проверки

Да/Нет

Комментарий

1

Есть документ, утверждающий и вводящий в действие учётную политику?

2

На кого возложена ответственность за ведение бухгалтерского учёта?

3

Каков порядок обработки учётных данных?

4

Проверка принятых приложений:

4.1

рабочий план счетов?

4.2

формы первичной документации?

4.3

регистры бухгалтерского учёта?

4.4

формы внутренней отчётности?

4.5

график документооборота?

5

Определён круг лиц, располагающих правом подписи первичных документов?

6

Организована сохранность документации?

7

Каковы сроки и порядок проведения инвентаризации?

8

Есть структурные подразделения на отдельном балансе?

9

Какой используется метод начисления амортизации ОС и НМА?

10

Установлен стоимостный лимит для введения активов в состав ОС и НМА?

11

Каков порядок проведения переоценки ОС и НМА?

12

Какие используются способы учёта НМА?

13

Ведется учёт ТЗР?

14

Как оцениваются материалы в бухгалтерском учёте?

15

Каков порядок списания материалов?

16

Как организованы учёт и оценка готовой продукции?

17

Как организована оценка НЗП?

18

Как распределяются коммерческие и управленческие расходы?

19

Как происходит списание расходов на продажу?

20

Созданы ли резервы?

21

Каков порядок признания доходов?

22

Иные значимые вопросы.

Аудиторский отчёт

В аудиторском отчёте обосновываются итоги проверки и выражается мнение о влиянии учётной политики на бухгалтерскую отчётность.

Аудиторское заключение подготавливается в соответствии с Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). При формировании мнения о достоверности бухгалтерской отчётности аудитор в обязательном порядке оценивает обоснованность принятой учётной политики.

Несоответствие реального ведения бухгалтерской отчётности утверждённым способам или выбор ошибочных методов учёта существенно влияют на формирование финансового результата. Соответственно, вывод должен быть отражён в итоговой части аудиторского заключения. Указанные обстоятельства могут привести к выдаче аудиторского заключения с выражением модифицированного мнения (ФСАД 2/2010).

Может пригодиться:


Таблица проверочных вопросов

Солтык Татьяна Григорьевна