Почему маркетплейсы стали требовать сертификаты, сколько стоит легализовать свой товар и чем рискует бизнес без сертификации — разбираемся с экспертом по сертификации товаров Софьей Букловой, имеющей 10-летний опыт работы в этой сфере. В интервью обсуждаем, как изменился рынок сертификации за последние годы, что важно знать предпринимателям при выходе в новую нишу и почему серый импорт становится всё более рискованным решением.
Навигация
О сертификации товаров
У меня сегодня Софья спросила, почему такая тема возникла в школе по налогам. Тема логичная, потому что мы говорим не только про логистику, но и про бизнес в целом. Есть места, на которые предприниматели не обращают внимания или даже не знают о них. А потом: «Всё, я организовал бизнес, сделал, пошёл работать» — и тут раз, какая-то подстава из угла: где-то лицензия нужна оказывается, где-то ещё что-то.
И вот сейчас возник вопрос по поводу сертификации. Создаётся ощущение, как будто этой сертификации стало больше, чем раньше. Я ещё не представила нашу гостью — Софья Буклова, эксперт по сертификации товаров.
Работаю в сертификации с четырнадцатого года, опыт достаточно большой. Этот длинный опыт работы по сертификации позволяет говорить о том, как менялся рынок, отношение к сертификации. Объясню, почему у нас сейчас происходит ужесточение в сфере сертификации, что это несёт потребителям и предпринимателям — две стороны баррикад здесь.
Я как потребитель всегда стою за то, что мне важно, чтобы товар был качественный, чтобы товар был сертифицированный. Я обращаю на это внимание — где посмотреть, как проверить. А теперь по другую сторону баррикад — предприниматели, которые обязаны товары сертифицировать.
Если вы являетесь производителем какого-либо продукта, производите, шьёте одежду, обувь, продукты питания, или являетесь импортёром и завозите бытовую технику, электронику, игрушки для детей... В России, к сожалению, так вышло, что очень мало производителей детских игрушек, как правило, весь этот товар импортный.
С чем мы сейчас сталкиваемся? С очень большим количеством импортного товара, товаров для дома. Как разобраться во всём этом? Как понять, чем пользоваться безопасно, не безопасно? Большие риски у тех, у кого есть дети — мамы уделяют этому большое внимание. Как купить ребёнку игрушки, товары обихода, чтобы они не несли существенные риски, например, не вызвали аллергию?
Элементарно приходишь в магазин и проверяешь — пластмассой пахнет или не пахнет, или такой запах ядовитый, что глаза режет. Понятно, что скорее всего этот товар даже не проходил сертификацию, каким-то образом был завезён и поступил на прилавки. Потому что если бы отдали действительно в лабораторию товар, испытали — велика вероятность, что они бы не прошли испытания как минимум по токсикологии или каким-то параметрам.
Сертификация для предпринимателей
Что касается предпринимателей, тех, кто тестирует нишу, открывает бизнес — очень важно учесть, подлежит ли ваш товар, продукт сертификации, и сделать это в самом начале. Казалось бы, ниша классная, свободная, у вас как у предпринимателя есть точки реализации или точки сбыта.
Мы часто от этого отталкиваемся. Например, мы хорошо умеем работать на тендерных площадках, забирать заказы. Например, пошли в стройку или решили оснастить спортивные комплексы. У есть возможность куда поставить, есть определённые договорённости, умеете брать эти заказы. Но когда мы копнули в сторону сертификации — это пожарная безопасность, спецоценка. История выливается в сертификацию этих полов, этих покрытий. То есть мы можем не заложить это в договор, а оказывается, там нужна была сертификация, которая довольно дорогая.
Импорт и документация
На сегодняшний момент импорт должен быть официальным. При официальном импорте мы можем делать любые разрешительные документы. Многие возят карго, но если вы завезли товар карго, например, одежду первого слоя, то при сертификации орган потребует обязательно:
- ГТД (грузовая таможенная декларация);
- контракт;
- полный пакет документов.
Без полного пакета документов оформить сертификат от российского органа становится невозможным. Плюс ФСА (Федеральная служба росаккредитации) — это реестр, где все сертификаты размещены, и ФТС (Федеральная таможенная служба). При оформлении сертификатов на импортную продукцию сейчас ГТД строго обязательна и проверяется в ручном режиме. Запрос идёт в ФТС: действительно ли такой товар пересёк границу официально и действительно ли грузовая таможенная декларация легитимна.
Совсем недавно, год или два назад, была такая история: делаю так — я вот это ввожу официально, чтобы у меня были документы, а дальше ещё 10 поставок ввожу карго. Это может работать только в том случае, если ваш товар не подлежит маркировке «Честный знак», не попадает под обязательную маркировку.
Маркировка и сертификация
Если сертификация отвечает за качество и безопасность продукции, то маркировка «Честный знак» прослеживает весь путь товара:
- кем был произведён;
- кем ввезён;
- когда ввезён;
- кто является продавцом.
На смартфон я скачала приложение «Честный знак». Если взять любой товар, который подлежит маркировке, и отсканировать его, вы увидите: произведён был тогда-то, срок годности такой-то, и купили его вы в магазине, например, вчера 8 ноября — это всё будет отражено на экране.
Что касается импортной продукции, она маркируется на предприятии, на заводе, где была изготовлена. То есть если мы завозим из Китая, маркируют они в Китае либо прямо на предприятии где её изготовили, либо на фулфилменте. При пересечении границы маркировка в «Честном знаке» уже отражена сразу — вы являетесь импортёром, заявителем, имеете право товар сертифицировать, право его ввозить.
Ответственность и риски
Что может быть, если товар подлежит сертификации, а вы его продаёте без оформления документов? Это ведомство Роспотребнадзора, любая проверка подразумевает изъятие этого товара как контрафактной продукции. И раньше если это была утилизация, то сейчас государство как-то распоряжается ей другим образом. То есть не утилизируют её, а куда-то перенаправляют. Продукция должна пройти испытания на соответствие, и потом её каким-то образом распределяют. Последний раз слышала, что сказали: «Мы не будем утилизировать, давайте мы её либо продавать будем, либо в благотворительных целях где-то использовать».
Как узнать о необходимости сертификации
Есть КАТО по сертификации, и вам точно скажут, подлежит товар сертификации или нет. Можно посмотреть в интернете — бывает продукция очевидная, что подлежит, или неочевидная. Если вы сомневаетесь, лучше обратитесь в центр по сертификации. Если товар подлежит сертификации, вам сразу скажут, сколько это будет стоить и какие сроки заложить на оформление документов.
У нас сертификация занимает от 3 недель до 2 месяцев, если декларирование — от пары дней до 2 недель.
Если товар подлежит сертификации, то у меня должен быть либо сертификат производителя, либо мой продавец, кто мне продал, должен дать этот сертификат. Если вы внутри России покупаете товар, то производитель этого товара либо официальный импортёр передаёт вам товар, соответственно «Честный знак» тоже к вам переходит, и даёт доверенность на пользование разрешительной документации, будь то сертификат или декларация. Критично важно иметь основание на размещение и пользование этих документов.
Если там три перепродавца, то в любом случае этот товар кто-то сертифицировал. И если этот сертификат есть, то всё равно выходите на держателя сертификата и просите доверенность на использование, право использования этого сертификата.
Особенности сертификации разных товаров
Кстати, у нас есть одна из форм подтверждения качества продукции — это СГР, свидетельство государственной регистрации. Оно оформляется и требуется на всю бытовую химию — максимально высокие риски. Бытовой химией можно надышаться, можно отравиться, то есть всякие разные варианты. Соответственно, степень подтверждения максимально высокая, документ выдаёт Роспотребнадзор, стоимость оформления от 100.000 рублей и примерно 8-10 недель по срокам.
Не все готовы в эту историю погружаться. Это очень сложный для оформления документ. У нас всегда ахтунг, когда заходит этот документ, мы редко его выпускаем, редко сами связываемся, потому что это очень сложно. Но это единственный документ, который при пересечении таможни... Скажу проще: если эту продукцию до вас уже кто-то ввозил из Китая с этого же предприятия, она точно такая же, полностью идентичная, и вы тоже её хотите ввезти — вы выходите на держателя документа СГР и просите предоставить доверенность на пользование СГР. Как правило, он не откажет, он просто денег попросит.
Маркетплейсы и сертификация
Тема стала очень больной, потому что селлеров обязали предоставлять документы. Площадка на это закрывала глаза, но как только к делу подключился Роспотребнадзор и было выявлено на маркетплейсах очень большое количество некачественных товаров, которые не соответствуют требованиям, маркетплейсы обязали это контролировать.
Плюс очень много товаров контрафактных, будем называть вещи своими именами, которые завезены карго, которые куплены на крупных оптовых рынках, где качество товара не подтверждено и не соответствует нормам. Чаще всего на маркетплейсах мы покупаем товары для бытового использования, а это всегда сертификация. Это максимально высокие риски, и если с точки зрения сертификации смотреть, то это наивысшая степень подтверждения качества и безопасности.
Элементарно берём чайник электрический бытовой — это запах пластмассы, это включается в сеть, может закоротить, может привести к пожару, и такие прецеденты были. Потом игрушки — скандал с хаги-ваги всем известный, когда была аллергическая реакция на игрушку. Стали выяснять — оказывается, там содержатся какие-то поры, какие-то металлы. Это было недопустимо, товар был не сертифицирован, товар был завезён карго, а потом из официального оборота были изъяты все игрушки хаги-ваги.
Сертификация игрушек стоит в среднем 80.000 рублей. Если товар однородный, можно в один документ оформлять. Документ выдаётся сроком на 5 лет. Каждый год проходит инспекционный контроль, который говорит о том, что за время производства ничего не изменилось — не поменялись технологии, не поменялись материалы, всё по-прежнему соответствует стандартам.
О рисках и сертификации
Мне часто задают вопрос про ответственность. Смотрите, что может быть: например, детская одежда — может быть аллергическая реакция, какая-то сыпь. Синтетика, никто не знает, как отреагирует ребёнок. Дальше происходит следующее: обращаются в Роспотребнадзор на предмет того, чтобы проверить, действительно ли этот товар привёл к такой реакции. Роспотребнадзор инициирует проверку, к вам приходят, начинают спрашивать документы, в первую очередь просят протокол испытаний, где указаны все показатели на гигроскопичность, на влагоотделение.
Если это ваша вина, товар не сертифицирован, не прошёл испытания, и вы всё равно допустили его в оборот, допустили на рынок, то к вам уже будет ответственность. Для ИП штрафы небольшие — около 150.000 рублей, для организации от 300.000 до полутора миллионов, там уже риски другие, там уже всё посерьёзнее. И товар тоже будет весь изъят из оборота.
Мало того, ведь это не вся ответственность — если кто-то реально пострадал, то человек может пойти на возмещение ущерба, морального вреда, и наш закон по защите прав потребителя работает очень даже неплохо.
Поэтому я призываю к тому, чтобы всё-таки товары сертифицировать, подходить к этому серьёзно и просчитывать в самом начале. В любом случае, это для вас расходная часть, это переменные издержки.
Если у вас товарный бизнес, сертификацию можно в юнит-экономику занести, и тогда станет понятно, что на единицу товара у вас приходится очень небольшая сумма. Например, если мы говорим про одежду второго слоя, про взрослую одежду — это декларация, 15.000 рублей, косметика — это тоже декларация, 15.000 рублей. При этом документ оформляется сроком на 5 лет.
Риски, на которые часто идут предприниматели, отказываясь сертифицировать товар, бывают неоправданными. Лучше это делать, нежели потом навлечь на себя приключения с потребителями или с Роспотребнадзором. Поэтому прежде чем прорабатывать товарную нишу, запросите стоимость на оформление документа конкретно для этого товара, чтобы занести в расходную часть.
О разных видах сертификации
У нас на часть товаров достаточно декларации, которая более простая и дешёвая. А на часть товаров уже нужна сертификация. И сертификация, и декларирование подразумевают под собой испытания обязательные, просто сертификация всегда дороже, декларирование подешевле.
Чем отличается ответственность? За сведения в сертификате, это наивысшая степень подтверждения, несёт ответственность орган, который выдал документ. А ответственность за сведения в декларации несёт заявитель. Если есть среди ваших знакомых те, кто оформлял декларации, они знают, что регистрируют самостоятельно, плюс декларацию подписывают они сами, распечатывают, когда она уже готова, ставят свою печать, подпись.
Протокол испытаний в любом случае будет у вас на руках, его выдала лаборатория. Мы же не сами решаем — сертификат будет или декларация. Согласно товарной номенклатуре и коду ТН ВЭД, мы смотрим перечень и видим: подлежит сертификации или декларированию.
Приведу пример: ручной инструмент, весь бытовой ручной инструмент, все шуруповёрты, дрели — это очень высокая степень рисков, соответственно, это строго сертификат, строго с испытаниями. Они же возят ручной инструмент не для бытового использования, а для промышленного использования. Например, покупают на стройку этот же ручной инструмент, большие дрели, перфораторы. Всё, что на стройку идёт, всё, что для промышленного использования — это декларирование, простая схема, и там стоимость декларации 10.000 рублей.
А вот всё, что для бытового использования... Это проверка на дурака. Что касается бытовой техники, электроники и так далее, там всегда есть защита от дурака. Потому что наивысшая степень подтверждения идёт на безопасность и качество этого товара. А вот всё, что идёт промышленное, там декларирование, потому что там отвечать будет работодатель, у него уже охрана труда, уже абсолютно другая история.
Спасибо за приглашение, буду рада помочь, обращайтесь при необходимости.
Полезные материалы от Натальи Бланкет:
- YouTube-канал с видеолекциями.
- Telegram-канал для бухгалтеров.