Владельцы компаний все чаще стали сталкиваться с ситуацией, когда еще до расставания с компанией, некоторые работники публикуют негативные отзывы о своей организации. Можно ли уволить сотрудника за такие нелицеприятные высказывания или заставить его удалить их?
Навигация
Здравствуйте! С вами Алена Яковлева, управляющий партнер компании «РосКо — Консалтинг и Аудит». Некоторые сотрудники еще до расставания с компанией оставляют негативные отзывы о ней на просторах интернета. Зачастую такие отзывы пишутся на сиюминутных эмоциях и основаны на несуществующих фактах.
Можно ли уволить работника за нелицеприятные отзывы или заставить их удалить? Если работодатель увидел недостоверную информацию, порочащую его честь и репутацию, то игнорировать подобный отзыв нельзя. В случае обнаружения такой информации нужно обращаться в суд с целью защиты чести и достоинства. Рассказываем обо всем подробнее в нашем новом видео.
В эпоху кадрового голода подобные отзывы не прибавляют желания соискателям работать у такого работодателя. У работодателя есть несколько вариантов действий.
Варианты действий работодателя
- Работодатель может прямо под отзывом обиженного работника написать комментарий. Например, если сотрудник пишет, что в данной компании зарплату не платят или она полностью «черная», работодатель может указать, что компания дважды в месяц выплачивает официальную зарплату. В этом случае работодателю приходится оправдываться за то, что он не совершал.
- Работодатель может обратиться к модератору интернет-ресурса, на котором размещена информация. Как правило, компания догадывается об авторе негатива, но сотрудники размещают информацию под никами. Администраторы сайта или модераторы не имеют права раскрывать информацию о лице, скрывающемся под ником, ведь это персональные данные. Можно предоставить информацию, если сам работник при регистрации дал согласие администратору передавать данные третьим лицам. Модератор также может раскрыть данные на основании решения суда. На практике работник вряд ли даст такое согласие, понимая ответные действия со стороны работодателя. Тем не менее, СМИ и интернет-ресурсы обязаны проверять правдивость размещаемой информации, а в случае недостоверности — удалять ее. Функция модератора сводится к удалению недостоверных отзывов, комментариев под записями, фото и видео. Однако на практике не все так радужно, и администраторы сайта могут никак не реагировать на претензию удалить ложную информацию. Впоследствии негатив может появиться вновь на этом же сайте либо на других интернет-площадках.
В разговоре с «Лентой.ру» руководитель кадровой службы компании «РосКо» Ольга Борисова назвала самые востребованные специальности в наступившем году. На российском рынке труда сохранится тренд на IT-профессии, а также квалификации, связанные с работой с искусственным интеллектом (ИИ).
Любое лицо вправе обратиться в суд с требованием опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений. Также компания имеет право потребовать возместить моральный вред. При этом нужно понимать, что интернет-площадка не удалит негативную недостоверную информацию в одночасье.
Пример судебного кейса
Яркое подтверждение тому — кейс, в котором юридическая компания на протяжении нескольких лет боролась с изданием «Желтые Страницы Москва» о признании сведений, размещенных в электронном периодическом издании YELL.RU, недостоверными, порочащими деловую репутацию компании. Юридическая компания обращалась к администрации сайта, но сведения так и не были удалены. Тогда начались многолетние судебные баталии.
Суть дела: на интернет-площадке издания «Желтые Страницы Москва» были опубликованы отзывы о работе юридической компании. От имени клиентов информацию размещали конкуренты компании. Отзывы клиентов были о незаконном и недобросовестном поведении должностных лиц юридической фирмы, якобы она неоднократно не выполняла свои обязательства по договорам. Некоторые отзывы прямо указывали на то, что компания является мошенником и использует в работе нелегальные схемы. Таким образом, размещенная информация носила оскорбительный характер, даже при условии ее изложения как субъективного мнения автора.
Судебный вердикт: информация на сайте издания признана не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию заявителя. Итогом судебных баталий стало взыскание в пользу истца убытков в сумме 65 тысяч рублей, причиненных в результате распространения сведений, порочащих его деловую репутацию, а также взыскание нотариальных расходов на заверение протоколов осмотра письменных доказательств в размере 20 800 рублей.
Можно ли уволить за негативный отзыв?
Работника нельзя уволить за негативный отзыв о компании-работодателе либо о ее сотрудниках. В трудовом законодательстве такого основания для увольнения нет. Некоторые работодатели прописывают правило о запрете писать негативную или непроверенную информацию в правилах внутреннего трудового распорядка или должностных обязанностях сотрудника.
Гораздо строже обстоят дела у государственных, муниципальных служащих и военнослужащих. Так, государственные и муниципальные служащие должны ежегодно раскрывать сведения обо всех своих аккаунтах и сайтах в интернете, где они размещали любую общедоступную информацию. Причем не играет роли, в каком статусе размещена информация, даже как частное лицо в социальных сетях.
Большое спасибо, что досмотрели это видео до конца! С вами была Алена Яковлева. Есть вопросы? Пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будьте в курсе — будьте с «РосКо»!
Полезные материалы от RosCo:
- Сайт компании: https://rosco.su/
- YouTube канал: RosCo | Consulting & audit — YouTube
- ВКонтакте: RosCo | Consulting & audit (vk.com)
- Telegram: Telegram: Contact @roscoaudit
- Дзен: RosCo | Consulting & audit | Дзен (dzen.ru)