73
Оставить комментарий Распечатать

Для чего выдаются средства индивидуальной защиты

Размер шрифта:

В перечень средств индивидуальной защиты входит защитная одежда, обувь и приспособления, которые предназначены для защиты органов дыхания, рук и т. д., наряду со средствами коллективной защиты. Они в обязательном порядке выдаются нанимателем в определенных случаях.

Какие НПА регулируют выдачу СИЗ работникам

Выдача средств индивидуальной защиты урегулирована следующими нормативными актами:

До 31.12.2024 наниматель вправе руководствоваться теми типовыми нормами обеспечения работников индивидуальными защитными приспособлениями, которые утверждены до 01.03.2022. В частности, это нормы, которые утверждены Приказом Минтруда № 997н от 09.12.2014 и актами по различным отраслям экономики.

ВАЖНО!
Средства индивидуальной защиты обязательно должны соответствовать требованиям Федерального закона № 184 от 27.12.2002.

Для чего выдаются средства индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты выдаются, чтобы предотвратить нанесение вреда здоровью персонала. В том числе обезопасить их жизнь и здоровье во время эксплуатации зданий, сопровождения технологических процессов, использования инструментов и т. д. Специальные защитные приспособления используются также для уменьшения вредного воздействия на персонал и для предотвращения возможных загрязнений. В коллективные защитные приспособления включают те, которые выдаются не одному сотруднику, а используются всем персоналом. Например, защитные сетки, ограждения, заземляющие устройства, вентиляция и приспособления для очистки воздуха. СИЗ обязательно выдаются на работе, которая связана:

  • с воздействием вредных или опасных факторов;
  • слишком высокими или слишком низкими температурами;
  • загрязнением.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как обеспечить работников СИЗ и смывающими средствами. Используйте эти инструкции бесплатно.

Обязаны ли работодатели выдавать средства индивидуальной и коллективной защиты работникам

По ст. 214 ТК, наниматель обязан создать своему персоналу безопасные условия труда. В частности, купить и предоставить бесплатно персоналу пригодные для использования и сертифицированные средства индивидуальной защиты, если труд сотрудников связан с вредными или опасными условиями, аномально высокими или аномально низкими температурами или с загрязнением.

Подробнее: что относится к СИЗ

Помимо этого, наниматель обязан организовать место для хранения СИЗ, чистить их, ремонтировать и производить замену в случае необходимости (ст. 221 ТК). Наниматель контролирует использование СИЗ при работе и правильное их применение. Для этого проводят вводный инструктаж и дополнительные обучающие инструктажи и тренировки по применению СИЗ. Без СИЗ наниматель не вправе допускать персонал к исполнению своих должностных обязанностей.

ВАЖНО!
Отказ сотрудника от использования СИЗ может стать основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Порядок и условия выдачи средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты выдаются по типовым нормам, утвержденным Приказом Минтруда № 767н от 29.10.2021, и на основании проведенной специальной оценки трудовых условий. Вплоть до 31 декабря 2024 наниматель вправе пользоваться типовыми нормами, которые утверждены ранее, с учетом проведенной СОУТ и мнения профсоюзной организации. Защитные приспособления и одежда могут выдаваться и по иным нормам по усмотрению нанимателя. Главное, чтобы эти нормы улучшали положение сотрудников, по сравнению с типовыми, а не наоборот.

До того, как выдаются средства индивидуальной защиты, проводится вводный инструктаж. Если использование средств защиты потребует от персонала специальных практических навыков, компания проводит обучение (Постановление Правительства № 2464 от 24.12.2021). Если специальных навыков не требуется, достаточно проведения на месте инструктажа по охране труда.

Чтобы отметить, какие СИЗ выдаются сотрудникам и когда, ведут личные карточки учета. В них вносят данные сотрудников (Ф.И.О., отдел и должность, размеры), наименования всех выдаваемых СИЗ с отметкой даты получения и возврата. Дежурные СИЗ, которые выдаются на время выполнения определенной работы, часто закрепляют за сменой. Некоторые СИЗ, многократное использование которых невозможно, выдаются персонально в единоразовых наборах. По общему правилу, после окончания трудовой смены запрещается выносить СИЗ за пределы рабочего места.

ВАЖНО!
Средства индивидуальной защиты, которые выдаются персоналу, обязательно должны соответствовать его параметрам и типу той работы, что он выполняет.

Чтобы отметить список всех выдаваемых СИЗ, ведется специальный журнал.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Альтернатива журналу: как вести карточку выдачи СИЗ

Ответственность работодателя за невыдачу средств индивидуальной защиты

Ответственность за предоставление сотрудникам сертифицированных и прошедших декларирование СИЗ, за своевременный ремонт и чистку, контроль за правильностью применения полностью лежит на нанимателе. Если для работы персоналу необходимы СИЗ, а наниматель их не предоставил, сотрудники вправе отказаться от выполнения работ. В таком случае работодатель не вправе потребовать их выполнения, а простой, который возник в результате этого, следует оплатить, согласно ч. 6 ст. 216.1 ТК, по среднему заработку работника.

Для сведения: как регулировать выдачу СИЗ

За невыдачу СИЗ грозит ответственность вплоть до уголовной. В ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП установлена административная ответственность за то, что персоналу не предоставили средства индивидуальной защиты, и штраф составит до 150 000 руб. — для юрлиц и до 30 000 руб. — для предпринимателей. В ситуации, когда защитные приспособления не выдавались нанимателем, и случился инцидент с причинением вреда здоровью сотрудника, наступит уголовная ответственность по ст. 143 УК (нарушение правил охраны труда).

  • 2023-09-13 08:02:46
    После истечения срока носки СИЗ могут использоваться дальше, если это определено специальной комиссией или уполномоченным на это должностным лицом. Для этого проводится чистка, дезинфекция и т. д. и ставится отметка в карточке учета.
Оставить комментарий Распечатать
Гончарова Валерия
Гончарова Валерия Юрист

Окончила бакалавриат НГУ по специальности "Юриспруденция" в 2019 году, магистратуру СИУ РАНХиГС по специальности "Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в 2022 году.