Продажа основного средства — это сложный комплекс бухгалтерских операций. Важно учесть все сопутствующие расходы и грамотно отразить их в учете. Разберем, как оформить выбытие основного средства при продаже, какие документы составить и какие проводки использовать. Отметим особенности налогового учета при продаже объектов основных средств.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Компания вправе продать оборудование, которое ей больше не нужно.
- Цена зависит от состояния объекта, и чтобы налоговая не придралась, собирают доказательства правильной стоимости.
- Для оформления готовят договор, акт передачи, а если нужно — счет-фактуру и приказ.
- В учёте используют специальные записи в бухгалтерских книгах.
- С продажи платят налоги, а убыток можно учитывать особым образом по правилам.
Как оформить выбытие основного средства при продаже
Предприятия имеют полное право реализовывать основные средства в рамках действующего законодательства. Часто такая необходимость возникает, когда компания приобретает современное оборудование для обновления производственных мощностей — например, новый станок, превосходящий по характеристикам устаревшую технику. В таких случаях продажа становится неизбежной, поскольку производственные помещения имеют ограниченные размеры и размещать одновременно новое и старое оборудование просто невозможно.
Согласно ст. 421 ГК РФ, компании свободны в заключении договора. Цена определяется с учетом состояния объекта. Она может отличаться от балансовой стоимости как в большую, так и в меньшую сторону. На цену при выбытии влияют разные параметры — например, с какой интенсивностью использовался объект.
Например, на рынке представлены два станка, выпущенных в один и тот же год, но их состояние и стоимость различаются. Первый станок, который непрерывно работал круглосуточно в течение пяти лет, предлагается к продаже за 200 000 рублей. Второй станок оценивается дороже — в 500 000 рублей, что объясняется его щадящим режимом эксплуатации: он использовался всего три раза в неделю по одному часу.
При выбытии ОС, связанного с продажей, компания должна подтвердить рыночность, чтобы избежать возможных споров. Приложите к договору распечатки с сайтов продажи, прайс-листы, оценку эксперта и иные аналогичные доказательства справедливости цены.
Разберемся, какие документы составить при реализации объекта основных средств.
Узнайте, как рассчитать коэффициент выбытия основных средств
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы начислить налог на добавленную стоимость при продаже основного средства и отразить его в декларации.
Документы
Для оформления продажи основного средства необходим базовый комплект документов:
- договор купли-продажи;
- акт приема-передачи имущества.
Счет-фактуру составьте, если являетесь плательщиком НДС.
Может пригодиться: как правильно заполнить счет-фактуру
При выбытии ОС заполняется инвентарная карточка, в которой делается запись при реализации. Покупатель вправе запросить специальную справку об остаточной стоимости и сроке эксплуатации.
Дополнительные затраты, которые связаны с продажей основного средства, должны подтверждаться документально: например, актами об оказании услуг транспортировки или демонтажа.
Некоторые компании по внутреннему регламенту перед продажей составляют специальный приказ о продаже. Форма приказа свободная. Он оформляется на фирменном бланке, если такой утвержден в компании. В приказе устанавливаются, какое основное средство подлежит реализации, его инвентарный номер, причины, по которым происходит выбытие, кто ответственный за подготовку документов и т.д.
Показываем образец приказа о продаже основного средства:
Приказ о продаже ОС
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Второй важный документ — акт приема-передачи. Он оформляется по унифицированным формам или по самостоятельно разработанным. Главное — наличие обязательных реквизитов первичного документа из Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011.
Нет желания разрабатывать собственную форму — воспользуйтесь ОС-1, ОС-1б, ОС-1а. Выбор формы зависит от продаваемого объекта.
Читайте: как заполнить форму ОС-1 при продаже основного средства
Акт оформляется в момент фактической передачи объекта в двух экземплярах. Один остается у продавца, второй передается покупателю. В акте указываются номер и дата, наименование сторон, место передачи, идентифицирующие основное средство признаки (заводской номер, инвентарный, производитель и т.д.). Отразите амортизационную группу, какой срок полезного использования установлен и сколько фактически эксплуатировался объект. В акте фиксируются сумма начисленной амортизации и остаточная стоимость ОС.
Документ подписывается представителями обеих сторон.
Проводки
Основные средства при их реализации отражайте в составе прочих доходов и расходов через счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Подробнее: как работать со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»
С 2022 года законодательство предусматривает два метода учета выбытия объектов основных средств.
Первый метод — традиционный. Факт выбытия имущества и полученный доход отражаются на счете 91. Конечный финансовый результат фиксируется в бухгалтерской отчетности.
Второй метод предполагает, что на счете 91 отражается итоговый финансовый результат от сделки.
Компания закрепляет метод учета в учетной политике. В отчете о финансовых результатах отражаются или доход, или расход при выбытии основного средства, а не два показателя одновременно.
Проводки при традиционном методе (компания не переоценивает основные средства).
Дебет | Кредит | Операция |
---|---|---|
62 | 91.01 | Компания отразила выручку от реализации ОС |
01.09 | 01 | Первоначальная стоимость ОС списана на счет выбытия |
02 | 01.09 | Амортизация, начисленная за время использования ОС, списана на счет выбытия |
91.02 | 01.09 | Стоимость продаваемого ОС отражена в составе расходов |
91.02 | 60 | Отражены расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку (если есть) |
91.02 | 68 (расчеты по НДС) | Начислен НДС с реализации |
19 | 60 | Отражен НДС по расходам, связанным с продажей ОС |
68 (расчеты по НДС) | 19 | НДС по затратам, связанным с продажей ОС, принят к вычету |
При втором методе в прочих доходах или расходах отражается конечный финансовый результат.
Первоначальные проводки, которые формируют стоимость на счете 01.09, выполняются аналогично первому способу, а списание балансовой стоимости и процедура реализации происходят через счет 62 (или 76).
Дебет | Кредит | Операция |
---|---|---|
62 | 01.09 | Балансовая стоимость проданного ОС отражена на счете расчетов с покупателем |
62 | 60 | Отражены дополнительные расходы от поставщиков, которые связаны с выбытием ОС |
62 | 68 (расчеты по НДС) | Начислен налог на добавленную стоимость при реализации |
19 | 60 | НДС по дополнительным расходам, связанный с продажей |
68 (расчеты по НДС) | 19 | Принят к вычету НДС по дополнительным расходам |
62 | 91.01 | Доход от выбытия ОС в связи с его реализацией учтен в прочих доходах |
Если в результате реализации образовался убыток, то используйте проводки:
Дебет 91.02 Кредит 01.09.
Налоговый учет при продаже основного средства
При реализации основных средств необходимо исчислить НДС с цены продажи. Счет-фактура выставляется в течение 5 рабочих дней после совершения сделки. Но на практике документы формируются оперативно в день передачи.
Для начисления НДС при выбытии ОС важно, как учитывался входной НДС при первоначальной покупке ОС. Если он включен в первоначальную стоимость, то налоговая база определяется не как полная сумма выручки от продажи, а как разница между ценой продажи и остаточной стоимостью ОС.
Если есть дополнительные сопутствующие расходы, то такой НДС принимается к вычету, когда они отражены в учете. К ним относятся затраты на демонтаж, упаковку, хранение, транспортировку и т.д.
Чтобы принять НДС к вычету, необходимо наличие документов, в том числе счет-фактура.
В целях учета налога на прибыль отражаются:
- доходы от реализации;
- расходы в виде остаточной стоимости;
- сопутствующие расходы, связанные с реализацией.
В случае возникновения убытка, когда расходы превышают доходы, его следует отражать в составе внереализационных расходов. Списание убытка производится равными частями в течение периода, который определяется как разница между нормативным СПИ объекта и фактическим сроком его эксплуатации до момента продажи (п. 3 ст. 268 НК).
Момент отражения доходов при методе начисления — дата реализации. Выручка отражается без НДС.
Подробнее: как вести учет основных средств