Моя подруга собирается замуж. На днях она мне позвонила и спросила: «А ты знаешь, что теперь пожениться можно не только в загсе, но и через МФЦ?» Нет, я не знала. Замуж я выходила «по старинке» в загсе. Стало интересно, как же проводится регистрация брака через МФЦ, решила узнать об этой процедуре подробнее. Делюсь с вами.
Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов
- Регистрация через МФЦ возможна только в тех регионах, где власти передали центрам эти полномочия.
- Понадобятся паспорта и при необходимости свидетельство о разводе или смерти и другие документы.
- Заявление составляется по форме № 7 — его заполняет сотрудник, а вы с партнёром просто подписываете.
- Госпошлина 350 рублей оплачивается до подачи заявления, квитанцию можно не приносить.
- Дата регистрации назначается не ранее чем через месяц и не позднее 12 месяцев, а при исключительных обстоятельствах брак можно оформить раньше.
В каких МФЦ можно зарегистрировать брак
Зарегистрировать брак через МФЦ разрешено в тех регионах, местные власти которого возложили на многофункциональные центры соответствующие полномочия по внесению записей в акты гражданского состояния наравне с загсами (п. 2.3 ст. 4 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997). Такая регистрация стала доступна с 2024 г., и с каждым месяцем такие услуги оказывает все большее число многофункциональных центров по всей стране.
Как организовать регистрацию брака через МФЦ
Чтобы организовать регистрацию брака через многофункциональный центр, потребуется подготовить необходимый комплект документов и вместе с заявлением подать его в выбранный МФЦ.
Какие документы и справки подготовить
Жениху и невесте потребуется приготовить паспорта. В зависимости от конкретной ситуации дополнительно понадобятся такие документы:
- Свидетельство о разводе или смерти супруга, если один из брачующихся ранее состоял в браке.
- Разрешение на брак для лиц от 16 до 18 лет, выданное органом местного самоуправления.
- Документ, подтверждающий обстоятельства, позволяющие пожениться ранее месячного срока со дня подачи заявления. К примеру, справка о беременности, повестка из военкомата, медицинское заключение о тяжелой болезни одного из брачующихся.
Как написать заявление
Заявление составляется по форме № 7, утвержденной Приказом Минюста России № 201 от 01.10.2018. Составляется одно заявление от жениха и невесты, в котором они указывают:
- ФИО.
- Дату и место рождения.
- Гражданство, национальность.
- Образование.
- Место жительства.
- Реквизиты паспорта.
- Семейное положение (не состоял в браке, разведен, вдовец), реквизиты документа, подтверждающего прекращение предыдущего брачного союза.
- Количество общих несовершеннолетних детей, если такие имеются.
- Какие фамилии после регистрации супружества просят присвоить мужу и жене.
- Подпись брачующихся и дата составления заявления.
Подробнее: как подать заявление на регистрацию брака
Образец заявления о заключении брака:


Заявление о заключении брака, заполняемое лицами, вступающим в брак
В какой момент платить госпошлину и в каком размере
За услугу регистрации брака потребуется уплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 350 рублей. Она оплачивается до того момента, как будущие супруги подают заявления в многофункциональный центр. Квитанцию представлять необязательно, она прикладывается к остальным документам по желанию заявителей.
Подробнее об оплате госпошлины
Как проходит регистрация брака в МФЦ
При подаче заявления жених и невеста вместе с сотрудником многофункционального центра определяют дату регистрации брака. Она должна быть не ранее месяца и не позднее 12 месяцев со дня, когда заявление подавали в многофункциональный центр.
В обозначенную дату брачующиеся являются в МФЦ, где его сотрудники регистрируют их брачный союз — составляется актовая запись о заключении брака, брачующиеся ставят подписи. После этого выдают свидетельство о заключении брака. Если в указанный день жених и невеста не являются в многофункциональный центр, то поданное ими заявление аннулируется, а госпошлина возврату не подлежит.
Можно ли в МФЦ поменять все документы после смены фамилии
Смена фамилии после свадьбы требует замены большинства документов: паспорта, СНИЛС, водительского удостоверения, документов на автомобиль (СТС, ПТС), страхового полиса, внесения информации о смене фамилии в Росреестр и т.д. Большинство из услуг по смене документов можете получить в МФЦ сразу же после выдачи свидетельства о заключении брака. Для этого потребуется заранее сделать фото, оплатить госпошлину и захватить с собой требующие замены документы.
Пригодится: как отразить смену фамилии в трудовой книжке
Бракосочетание через МФЦ: частые вопросы
-
В каких МФЦ можно зарегистрировать брак?
В МФЦ тех регионов, местные власти которого возложили на многофункциональные центры соответствующие полномочия по внесению записей в акты гражданского состояния.
-
Как организовать регистрацию брака через МФЦ?
Жених и невеста совместно подают заявление в многофункциональный центр, предъявив паспорта и документы о прекращении прежних супружеств (при наличии).
-
Как надо написать заявление?
Заявление составляется по форме № 7, утвержденной Приказом Минюста России № 201 от 01.10.2018. Его заполняет сотрудник многофункционального центра, жениху и невесте остается только подписать.
-
В какой момент нужно платить госпошлину и в каком размере?
Государственную пошлину в размере 350 рублей необходимо уплатить до момента подачи заявления в МФЦ.
-
Как проходит регистрация брака в МФЦ?
В заранее определенную сотрудником МФЦ и брачующимися дату, не ранее месяца и не позднее 12 месяцев с момента подачи заявления, жених и невеста приходят в многофункциональный центр, сотрудник которого составляет актовую запись о заключении брака, после этого брачующиеся ставят подписи, и им выдают свидетельство о заключении брака.
Важно
СФР расширил перечень корректируемых сведений персучета