Реорганизация муниципальных предприятий и ГУП — процесс их перерегистрации в ООО и НКО, который должен завершиться до 01.01.2025. Унитарные формы управления сохранятся в ограниченных законодательством сферах.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Реорганизация ГУП и МУП необходима из-за новых законов.
- Некоторые унитарные предприятия продолжат работу, например, в сфере культуры или на Севере.
- Все остальные должны быть перерегистрированы или ликвидированы до 2025 года.
- Чтобы преобразовать МУП в ООО, нужно провести приватизацию и оформить все документы.
- Если нельзя реорганизовать, то предприятия ликвидируют добровольно или через суд.
Внимание! В 2024 году эта статья неактуальна, потому что правила изменились. Мы уже обновляем ее, а пока используйте пробный доступ в КонсультантПлюс, чтобы получить нужную и актуальную информацию. Это бесплатно, но потребуется короткая регистрация.
Почему МУП и ГУП необходимо реорганизовать
В конце прошлого года приняли Федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2019 с поправками в Федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон №135-ФЗ от 26.06.2006 «О защите конкуренции» (вступил в силу 08.01.2020). Его нормы запрещают деятельность ГУП и МУП на конкурентных товарных рынках к 2025 году, за небольшим исключением. В связи с этим необходима реорганизация или ликвидация ФГУП, не отвечающих законодательным требованиям, до 01.01.2025.
Останутся ли какие-то МУП и ГУП
Новый закон конкретизировал сферы деятельности унитарных предприятий и выделил некоторые из них, которых не коснется реорганизация ФГУП. Например, на вопрос, ликвидируются ли МУП с естественной монополией, ответ отрицательный. Действующими останутся МУП и ГУП, работающие:
- за пределами Российской Федерации;
- в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
- в сфере обращения с радиоактивными отходами;
- в сферах естественных монополий;
- для обеспечения жизнедеятельности граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Также сохранят работу организации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Все МУП и ГУП, не подпадающие под данные условия, должны быть ликвидированы или реорганизованы в установленный срок. Порядок ликвидации унитарного предприятия установлен правительством отдельно. Он включает как добровольное завершение деятельности или переход в иную организационно-правовую форму, так и ликвидацию в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Углубляемся в тему: что такое МУП
Сроки реорганизации или ликвидации
Законодательством установлен переходный период 5 лет, который необходим, чтобы ГУП и МУП реорганизовали, то есть перевели в другую организационно-правовую форму, без потери рабочих мест. Срок — до 01.01.2025. Аналогично предусмотрена ликвидация МУП до 2025 года, если их перерегистрация нецелесообразна. Создание новых муниципальных и государственных унитарных предприятий запрещено уже сейчас. Кроме того, запрещена их деятельность на товарных рынках РФ, если выручка организации от конкурентной деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год.
Порядок реорганизации в форме преобразования в другое юрлицо
Все условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулируют Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002 и другие нормативные акты. Конкретно перерегистрацию МУП в ООО путем преобразования регулирует п. 8 статьи 113 ГК РФ и статья 57 ГК РФ. Главная особенность — необходимость отчуждения муниципального или государственного имущества в собственность юридических или физических лиц, иначе называемая приватизацией. С этого начинается пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО.
Решение о начале приватизации принимает собственник имущества в соответствии с законодательством о приватизации (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 34 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002). После принятия решения необходимо:
- Определить, какое ООО является правопреемником муниципального или государственного унитарного предприятия, и принять решение о начале реорганизации.
- Определить состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП путем проведения инвентаризации и аудита с получением аудиторского заключения.
- Составить промежуточный бухгалтерский баланс.
- Составить передаточный акт на основе бухгалтерских документов, аудиторского заключения и документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указывается расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, а также сведения о размере уставного капитала нового ООО, выступающего правопреемником.
- Провести первое собрание участников нового ООО, утвердить устав и назначить директора, который одновременно становится директором МУП до окончания реорганизации.
- В письменной форме известить о реорганизации территориальную ИФНС по месту регистрации в течение трех рабочих дней после даты принятия решения.
- Направить уведомления в письменной форме всем известным кредиторам МУП (ГУП) и опубликовать в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. У кредиторов унитарного предприятия есть 30 дней на требование о прекращении реорганизации или досрочного исполнения обязательств МУП и возмещения им убытков.
- Подать в органы ФНС документы о регистрации ООО, являющегося правопреемником.
С момента государственной регистрации ООО реорганизация считается завершенной, и к нему переходят все полномочия и имущество.
Порядок ликвидации
Так как реорганизация по каким-либо причинам не всегда подходит, а указ президента о ликвидации МУП и ГУП необходимо исполнять, предприятие решают ликвидировать. Добровольная ликвидация муниципального предприятия по инициативе собственника имущества осуществляется после направления в антимонопольный орган запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменении видов его деятельности антимонопольному законодательству (ст. 35 Федерального закона №135-ФЗ от 26.06.2006).
В течение 30 дней с даты получения запроса антимонопольный орган обязан направить собственнику имущества МУП (ГУП) — заявителю заключение о соответствии или несоответствии деятельности предприятия антимонопольному законодательству. При несоответствии орган ФАС выдает федеральным или муниципальным органам исполнительной власти или иным организациям, осуществляющим функции собственника имущества унитарного предприятия, предписание о ликвидации унитарного предприятия. На основании предписания органа ФАС собственник имущества принимает решение о ликвидации унитарного предприятия. В этом случае пошаговая инструкция по ликвидации МУП включает следующие шаги:
- Проведение инвентаризации и аудита.
- Составление и утверждение ликвидационного баланса.
- Извещение кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации.
- Передача имущества собственникам.
- Направление документов в ИФНС для исключения из реестра.
Если собственник не выполнил предписание, орган ФАС подает иск в суд о принудительной ликвидации. Ее порядок аналогичен добровольному, только основным документом выступает судебный акт.
Ответственность за невыполнение закона
Если запрет на создание унитарных предприятий нарушен или ГУП продолжает осуществление деятельности в нарушение антимонопольного законодательства, оно подлежит ликвидации одним из доступных способов:
- добровольно по решению собственника;
- в судебном порядке по иску антимонопольного органа о ликвидации.
Никаких штрафов за осуществление деятельности МУП или ГУП не предусмотрено.