Отчет комиссионера — это документ, которым он фиксирует результат оказанных услуг комитенту. Составляется в течение месяца после сделки, если другие условия не предусмотрены договором.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Комиссионер готовит отчет для комитента после сделок.
- В этом документе комитент видит результаты продажи своих товаров.
- Составить отчет нужно за 30 дней после сделки.
- В отчете пишут данные о сторонах, условиях и результатах сделки.
- Отчет хранят не меньше трех лет по закону.
Когда готовят отчет комиссионера
Если производитель, продавец или реализатор привлекает посредника для продажи собственных товарно-материальных ценностей, то он заключает с ним договор комиссии и платит ему фиксированное вознаграждение (ст. 990 ГК РФ). Другой пример комиссии — посредничество в оказании услуги или покупке любых товаров, материалов, ценностей. В договоре комиссии всегда участвуют две стороны:
- комитент — собственник ТМЦ, то есть тот, кто владеет реализуемым товаром;
- комиссионер — посредник при продаже, то есть тот, кто фактически заключает сделку с конечным покупателем.
В Гражданском кодексе разъясняется, что такое отчет комитенту — итоговый документ, подтверждающий результаты проведенной сделки (ст. 999 ГК РФ). Комиссионер обязан отчитаться перед заказчиком, это установлено на законодательном уровне. Срок подготовки отчетности — максимум 30 дней после закрытия сделки или другой период, прописанный в договоре комиссии.
Это интересно: как привлечь посредника к исполнению государственного контракта
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как в бухучете комиссионера отражать операции по договору комиссии. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как отчитывается комиссионер
Единого отчетного бланка законом не закреплено. Отчетность составляют в произвольной форме, которую закрепляют отдельным приложением к договору комиссии. В регистре прописывают все требования, условия и результаты по конкретной сделке и включают обязательные реквизиты для первичных документов (ч. 2 ст. 9 402-ФЗ от 06.12.2011).
Общая инструкция, как составить отчет комиссионера:
- Пропишите стороны соглашения.
- Указываем номер, дату и место составления отчетности.
- Определяем период работы посредника.
- Ссылаемся на договор комиссии.
- Описываем основные условия сделки. Как вариант — оформляем таблицу. В ней указываем объемы и стоимость продаж, комиссию посредника.
- Приводим результаты. Необходимо указать, сколько комиссионер реализовал/отгрузил товарно-материальных ценностей, сколько средств выручил. Для подтверждения следует перечислить платежно-расчетные документы: счета-фактуры, товарные накладные, акты.
- Подписываем отчетный регистр. Подписи ставят официальные или доверенные представители сторон.
По правилам комиссионер готовит отчет комитенту, кто подписывает, отпустил и получил товары, то есть конечный покупатель к составлению комиссионной отчетности отношения не имеет. Он приобретает продукцию и переводит деньги посреднику или напрямую комитенту, если такое условие прописано в договоре комиссии. Если же покупатель рассчитывался с посредником, то вместе с отчетностью комитент получает деньги (опять же, если это закреплено договором) и все сопроводительные документы по сделке. Но у судебных органов другая позиция: если стороны не договаривались о перечислении денег по результатам исполнения соглашения, то посредник обязан перечислить комитенту средства от продажи ТМЦ по мере их поступления (Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 85 от 17.11.2004).
Как учесть отчет в 1С
Комиссионную отчетность обязательно отражают в бухгалтерии — формируют проводки в рабочей бухгалтерской программе. Порядок, как в 1С отразить отчет комиссионера, зависит от операции — покупки или продажи. По каждой сделке в обязательном порядке заводят контрагента, фиксируют договор комиссии и сумму вознаграждения посреднику, вносят номер, дату отчетности и валюту операции.
Покупка
Отразите покупку для комитента таким образом:
- Сформируйте поступление товара. Приход ТМЦ отражают на забалансе по дебету счета 002 (проводка — ДТ 002).
- Создайте отчет о покупке. Некоторые данные подтянутся автоматически, часть информации придется ввести вручную. Задолженность собственника перед поставщиком формируется на сч. 76.09. Как только бухгалтер проведет отчетную операцию, в оборотке появится задолженность комитента.
Продажа
Формируем на основании счета-фактуры отчет комиссионера: в учете отражаем получение и реализацию товара, расчеты с покупателем и заказчиком, вознаграждение от комитента. В счете-фактуре необходимо отразить полную стоимость товаров и сумму комиссионного вознаграждения.
Продажу отражаем по инструкции:
- В «Покупках» оформляем поступление товарно-материальных ценностей.
- В «Продажах» отражаем реализацию ТМЦ. Отражаем проводкой через забаланс КТ 004.01.
- В «Покупках» создаем отчет о продажах.
- Фиксируем оплату от покупателя. В разделе «Банк и касса» отражаем перевод средств, перечисленных покупателем, на расчетный счет комитента.
- Смотрим корректность проведенных операций через оборотно-сальдовую ведомость. При правильных расчетах у посредника всегда нулевое конечное сальдо.
Как отразить в бухучете
Если формируете для комитента отчет комиссионера, проводки у комиссионера в бухгалтерском учете сделайте так:
Дебет | Кредит | Бухгалтерская операция |
---|---|---|
90.02 | 45.02 |
Списание себестоимости проданных товаров |
76 | 62.01 |
Удержание комиссии посредника из полученной выручки |
62.01 | 90.01 |
Проведение выручки от продажи ТМЦ |
44.01 | 76 |
Отражение комиссионных издержек |
90.03 | 68.02 |
Начисление НДС по товарам |
19.04 | 76 |
Начисление НДС по комиссионному вознаграждению |
Как внести изменения в отчетность
В отчете допускаются исправления. Ошибку зачеркивают тонкой аккуратной линией и сверху вписывают корректное значение. Исправление заверяют фразой «Исправленному верить» и подписью ответственного лица.
Сколько надо хранить отчет
Хранить отчет комиссионера следует с договоров комиссии не меньше трех лет. Порядок и периодичность хранения отчетных регистров прописаны в 402-ФЗ от 06.12.2011 и приказе Росархива № 236 от 20.12.2019. Конкретный срок хранения необходимо прописать на локальном уровне — в учетной политике и других внутренних документах.
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания