Оставить комментарий Распечатать

Инструкция: готовим акт ОС-1 при продаже основного средства

Размер шрифта:

При списании с баланса организации основного средства, независимо от причины выбытия, может использоваться форма ОС-1 «Акт о приме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)». Заполнение такой формы в НКО имеет свои особенности. О них и поговорим.

Зачем нужна форма ОС-1

Затем, чтобы в организации был первичный документ, на основании которого бухгалтер сформирует проводки по учету основного средства. Акт оформляется при каждой покупке/продаже нового объекта, возможно заполнение ОС-1 при продаже ОС, бывших в эксплуатации у продавца.
Форма имеет несколько модификаций, безусловным лидером по количеству заполнений является акт по форме ОС-1.

Кто и на основании чего заполняет форму ОС-1

Сегодня предмет нашего внимания — порядок заполнения ОС-1 при продаже основного средства, бывшего в эксплуатации, так как в этом случае форма заполняется наиболее полно.

Наш объект эксплуатировался у продавца, поэтому в заполнении акта принимают участие обе стороны. Начинает, естественно, продавец. Конкретнее — бухгалтер или другое ответственное лицо со стороны продавца. Основанием для заполнения служит договор купли-продажи (мены, дарения, лизинга и т.п.).

При передаче бывшего в эксплуатации объекта ОС создается комиссия из компетентных сотрудников сторон договора и проводится детальное обследование ОС. По результатам работы комиссия составляет протокол. Информация, содержащаяся в протоколе, важна для того, кто заполняет 3 раздел формы ОС-1 при продаже основного средства, так как в этот раздел переносятся краткие итоги протокола.

Лирическое отступление — доводилось слышать вопрос: оформляется ли ОС-1 в Ворде (Word) или Экселе (Exel)? Конечно, оформляется. Эти всем знакомые и привычные редакторы позволяют оформить практически всё. Но если вы пользуетесь любой стандартизированной бухгалтерской программой, то незачем заполнять бланк вручную: поверьте, программа знает, как это сделать.

Если все же неудержимо хочется творить и создавать собственные формы документа, то здесь удобнее всего будет Exel — таблички в нем знатно получаются.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить продажу ОС в НКО. Используйте эти инструкции бесплатно.

Как правильно заполнить ОС-1

Пошаговую инструкцию освоим, составив образец ОС при продаже транспортного средства некоммерческой организацией.

Шаг 1. Заполняем первую страницу.

Здесь указываем:

  • реквизиты организаций сдатчика и получателя;
  • адрес склада отгрузки;
  • основание для составления акта;
  • дату и номер документа;
  • наименование основного средства и его характеристики;
  • местонахождение объекта в момент передачи;
  • наименование предприятия-изготовителя;
  • иные данные, заполняемые при необходимости.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее.

На первой странице (фактически это титульный лист документа) проставляются подписи руководящих (или уполномоченных) сотрудников сторон договора. Предусмотрено место для оттисков печатей (при наличии).

Шаг 2. Заполняем вторую и третью страницы.

Правильно и полно заполненная вторая страница формы ОС-1 призвана максимально полно отразить информацию о состоянии передаваемого основного средства на момент передачи:

  • даты выпуска, ввода в эксплуатацию, последнего капитального ремонта;
  • фактический срок эксплуатации и срок полезного использования;
  • сумма начисленной амортизации (износа), остаточная стоимость и т.д.
ВАЖНО!
НКО проставляет в графе 6 раздела 1 «Сумма начисленной амортизации (износа)» сумму износа, начисленного линейным способом, согласно Информации Минфина «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2015)». При этом графа 7 «Остаточная стоимость» не заполнятся, так как износ в НКО остаточную стоимость не формирует.

Далее отвечаем на вопрос: соответствует ли объект ОС техническим условиям и требуется ли доработка? В этом нам поможет протокол комиссии — мы говорили о нем выше.

Затем кратко излагаем заключение комиссии, перечисляем передаваемую вместе с объектом техническую документацию.

И наконец, члены комиссии заверяют 3-й раздел подписями. Организация-сдатчик ставит отметку о передаче объекта. Осталось провести документ в бухучете.

Полностью заполненный бланк ОС-1 распечатываем в 2 экземплярах. Один остается у продавца, второй — у покупателя.

Может пригодиться:

Особенности проводок по выбытию ОС, бывшего в эксплуатации у НКО

По умолчанию предполагается, что выбывающее ОС изначально приобреталось за счет средств целевого финансирования.

Проводки по приобретению:

  • Дт 08.04 Кт 60 — вложение во внеоборотные активы;
  • Дт 01.01 Кт 08.04 — объект введен в эксплуатацию;
  • Дт 86.02 Кт 83.01 — использование средств целевого финансирования.
ВАЖНО!
Сумма НДС при приобретении включается в первоначальную стоимость ОС!

Износ ОС отражается на забалансовом счете 010.

Проводки по выбытию:

  • Дт 76 Кт 91.1 — отражен доход от реализации;
  • Дт 51 Кт 76 — поступила оплата от покупателя;
  • Дт 91.3 Кт 68.2 — начислен НДС;
  • Дт 01.2 Кт 01.1 — объект переведен в «выбывающие»;
  • Дт 91.2 Кт 01.2 — списана первоначальная стоимость выбывающего объекта;
  • Дт 91.9 Кт 99 — отражен финансовый результат;
  • Дт 86.02 Кт 83.01 — сторно. Восстановление использования средств ЦФ.
ВАЖНО!
Выбытие ОС для НКО признается доходом от иной деятельности. Стоимость реализации является объектом налогообложения по НДС и налогу на прибыль.

Начисленный износ списывается со счета 010.

Дополнительно: проводки по основным средствам в бухучете
Оставить комментарий Распечатать
Дорофеева Ирина
Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.