При списании с баланса организации основного средства, независимо от причины выбытия, может использоваться форма ОС-1 «Акт о приме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)». Заполнение такой формы в НКО имеет свои особенности. О них и поговорим.
Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов
- Форма ОС-1 используется для учёта основного средства в организации.
- Этот документ заполняет продавец на основе договора продажи.
- Форма включает различные данные об объекте и подписывается обеими сторонами.
- При заполнении учитывается информация из комиссионного протокола об объекте.
- Заполненный акт нужен для корректного учёта продажи в бухгалтерии.
Зачем нужна форма ОС-1
Затем, чтобы в организации был первичный документ, на основании которого бухгалтер сформирует проводки по учету основного средства. Акт оформляется при каждой покупке/продаже нового объекта, возможно заполнение ОС-1 при продаже ОС, бывших в эксплуатации у продавца. Форма имеет несколько модификаций, безусловным лидером по количеству заполнений является акт по форме ОС-1.
Кто и на основании чего заполняет форму ОС-1
Сегодня предмет нашего внимания — порядок заполнения ОС-1 при продаже основного средства, бывшего в эксплуатации, так как в этом случае форма заполняется наиболее полно.
Наш объект эксплуатировался у продавца, поэтому в заполнении акта принимают участие обе стороны. Начинает, естественно, продавец. Конкретнее — бухгалтер или другое ответственное лицо со стороны продавца. Основанием для заполнения служит договор купли-продажи (мены, дарения, лизинга и т.п.).
При передаче бывшего в эксплуатации объекта ОС создается комиссия из компетентных сотрудников сторон договора и проводится детальное обследование ОС. По результатам работы комиссия составляет протокол. Информация, содержащаяся в протоколе, важна для того, кто заполняет 3 раздел формы ОС-1 при продаже основного средства, так как в этот раздел переносятся краткие итоги протокола.
Лирическое отступление — доводилось слышать вопрос: оформляется ли ОС-1 в Ворде (Word) или Экселе (Exel)? Конечно, оформляется. Эти всем знакомые и привычные редакторы позволяют оформить практически всё. Но если вы пользуетесь любой стандартизированной бухгалтерской программой, то незачем заполнять бланк вручную: поверьте, программа знает, как это сделать.
Если все же неудержимо хочется творить и создавать собственные формы документа, то здесь удобнее всего будет Exel — таблички в нем знатно получаются.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как оформить продажу ОС в НКО. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как правильно заполнить ОС-1
Пошаговую инструкцию освоим, составив образец ОС при продаже транспортного средства некоммерческой организацией.
Шаг 1. Заполняем первую страницу
Здесь указываем:
- реквизиты организаций сдатчика и получателя;
- адрес склада отгрузки;
- основание для составления акта;
- дату и номер документа;
- наименование основного средства и его характеристики;
- местонахождение объекта в момент передачи;
- наименование предприятия-изготовителя;
- иные данные, заполняемые при необходимости.
Нажмите на картинку, чтобы увеличить ее.

Первая страница акта по форме ОС-1
На первой странице (фактически это титульный лист документа) проставляются подписи руководящих (или уполномоченных) сотрудников сторон договора. Предусмотрено место для оттисков печатей (при наличии).
Шаг 2. Заполняем вторую и третью страницы
Правильно и полно заполненная вторая страница формы ОС-1 призвана максимально полно отразить информацию о состоянии передаваемого основного средства на момент передачи:
- даты выпуска, ввода в эксплуатацию, последнего капитального ремонта;
- фактический срок эксплуатации и срок полезного использования;
- сумма начисленной амортизации (износа), остаточная стоимость и т.д.

Вторая страница акта по форме ОС-1
Далее отвечаем на вопрос: соответствует ли объект ОС техническим условиям и требуется ли доработка? В этом нам поможет протокол комиссии — мы говорили о нем выше.
Затем кратко излагаем заключение комиссии, перечисляем передаваемую вместе с объектом техническую документацию.
И наконец, члены комиссии заверяют 3-й раздел подписями. Организация-сдатчик ставит отметку о передаче объекта. Осталось провести документ в бухучете.

Третья страница акта по форме ОС-1
Полностью заполненный бланк ОС-1 распечатываем в 2 экземплярах. Один остается у продавца, второй — у покупателя.
Может пригодиться:
Особенности проводок по выбытию ОС, бывшего в эксплуатации у НКО
По умолчанию предполагается, что выбывающее ОС изначально приобреталось за счет средств целевого финансирования.
Проводки по приобретению:
- Дт 08.04 Кт 60 — вложение во внеоборотные активы;
- Дт 01.01 Кт 08.04 — объект введен в эксплуатацию;
- Дт 86.02 Кт 83.01 — использование средств целевого финансирования.
Износ ОС отражается на забалансовом счете 010.
Проводки по выбытию:
- Дт 76 Кт 91.1 — отражен доход от реализации;
- Дт 51 Кт 76 — поступила оплата от покупателя;
- Дт 91.3 Кт 68.2 — начислен НДС;
- Дт 01.2 Кт 01.1 — объект переведен в «выбывающие»;
- Дт 91.2 Кт 01.2 — списана первоначальная стоимость выбывающего объекта;
- Дт 91.9 Кт 99 — отражен финансовый результат;
- Дт 86.02 Кт 83.01 — сторно. Восстановление использования средств ЦФ.
Начисленный износ списывается со счета 010.
Дополнительно: проводки по основным средствам в бухучете
Важно
СФР расширил перечень корректируемых сведений персучета