При проведении выездных налоговых проверок инспекторы вправе осуществлять различные мероприятия налогового контроля, предусмотренные положениями НК РФ. Одним из них является проведение выемки предметов и документов у налогоплательщика.
Навигация
Основные положения Налогового кодекса, касающиеся выемки предметов и документов
Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ) производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Такое постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.
Перед началом осуществления выемки налогоплательщик вправе требовать предъявления ему соответствующего постановления. А до начала проведения выемки должностное лицо налогового органа обязано разъяснить присутствующим их права и обязанности и предложить добровольно выдать соответствующие документы и предметы.
Когда выемка возможна
Налоговое законодательство предусматривает следующие ситуации, при которых проверяющие вправе провести выемку предметов и документов в рамках выездной налоговой проверки:
1. Когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ; п. 14 ст. 89 НК РФ).
Существуют судебные решения, в которых указано, что без отражения в постановлении доказательств, свидетельствующих о возможном уничтожении, сокрытии или изменении налогоплательщиком документов, выемка незаконна (Постановление АС Центрального округа от 30.05.2018 по делу № А48-5582/2016). Однако для этого необходимо, чтобы фактически проверяемое лицо не противодействовало инспекторам при проведении проверки и изучении документов (Письмо ФНС России от 15.03.2012 № АС-4-2/4378).
2. В случае отказа или непредоставления документов по требованию в установленные сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ).
3. Если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица (п. 8 ст. 94 НК РФ).
Наиболее распространенный пример — необходимость проведения экспертизы документов, например, почерковедческой.
Когда выемку можно оспорить
Выемку можно оспорить в случаях:
- если у проверяемого лица соответствующие документы не запрашивались путем направления требования;
- если в постановлении о выемке не указано на необходимость проведения экспертизы;
- если в нем отсутствует мотивированное обоснование опасения уничтожения документов, —
то есть правовые основания оспорить само проведение выемки.
Правила проведения выемки
При проведении выемки не допускается ее проведение:
- в ночное время (22:00 – 06:00) (п. 2 ст. 94 НК РФ);
- в жилом помещении при ВНП физического лица (Письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355);
- в отсутствие понятых (минимум 2 человека) (п. 3 ст. 94 НК РФ).
Отсутствие двух понятых в комнате, где изымаются документы, является основанием для признания ее незаконной (Постановление АС Уральского округа от 08.05.2013 по делу № А76-16385/2012).
Кроме того:
- не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ);
- при отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов (п. 4 ст. 94 НК РФ).
Чем завершается процедура выемки
После проведения выемки:
- Должностное лицо налогового органа составляет протокол, где описываются документы и предметы, изъятые по итогам выемки (п. 6, 7 ст. 94 НК РФ). Отсутствие подробной описи изъятых документов, предметов является основанием для признания выемки незаконной (Постановление ФАС УО от 08.05.2013 по делу № А76-16385/2012, от 25.04.2011 по делу № А76-17130/2010-39-453).
- При изъятии оригиналов с них изготавливаются копии, заверяемые должностными лицами налогового органа, и передаются налогоплательщику. Если моментально изготовить копии невозможно, они передаются налогоплательщику в течение 5 дней после изъятия документов (п. 8 ст. 94 НК РФ).
- Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (п. 9 ст. 94 НК РФ).
НК РФ не предусматривает обязанность налогового органа и не устанавливает порядок и конкретный срок возврата изъятых в ходе выездной налоговой проверки документов. Из системного анализа норм НК РФ можно сделать вывод о том, что поскольку процедура изъятия документов и предметов допустима только в случае проведения выездной налоговой проверки и направлена на получение документов, необходимых для ее проведения, то предполагается, что по завершении такой проверки изъятые у налогоплательщика документы должны быть возвращены налоговым органом (Постановление ФАС ДВО от 11.08.2011 по делу № А51-18231/2010).