Поправки к Федеральному закону "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", предложенные Минфином на основании позиции Центробанка, заключаются в том, что рынок МФО будет разделен на два сектора - в первый попадут организации с доступом к инвестициям, а во втором останутся без него.
Первые организации по-прежнему будут называться микрофинансовыми, и для них будет законодательно закреплен максимально возможный размер ссуды в 1 млн рублей. Правда, для них планируется ввести запрет на возможность изменения процентной ставки по привлекаемым от населения инвестициям в одностороннем порядке. Вторые организации переименуют в микрокредитные, а максимально возможный размер ссуды для них будет установлен в 500 млн рублей.
О таких планах разделения рынка МФО на сектор Центробанк заявлял еще с начала 2015 года года, однако выработка самой концепции отбора и условий после него завершилась только сейчас. чтобы попасть в разряд микрофинансовых организаций и иметь возможность привлекать средства граждан, действующее на сегодня МФО должно иметь собственный капитал не менее 70 млн рублей. При этом Банк России должен незамедлительно получить полную информацию обо всех источниках этих средств. Если капитал МФО окажется ниже нормативного на протяжении более, чем 180 дней, организацию лишат права на работу и исключат из реестра МФО. Кроме того, такие организации Центробанк обязывает размещать финансовую отчетность по итогам года и аудиторское заключение о ее проверке в открытом доступе. Банк России считает, что вся информация о деятельности микрофинансовых компаний должна быть открытой для всех потенциальных инвесторов и потребителей ее услуг.
Проект поправок уже опубликован на портале проектов нормативных актов и находится в стадии публичного обсуждения. Чиновники не собираются выносить их на рассмотрение депутатов в виде отдельного законопроекта. В Госдуму изменения в секторе МФО должны попасть в виде поправок к законопроекту о введении нового лимита на микрокредиты для малого бизнеса. Этот законопроект уже был принят депутатами в первом чтении 10 ноября 2015 года.
У действующих МФО, по задумке чиновников, будет один год переходного периода, за который они должны определиться к какому сектору им лучше примкнуть. Для этого им придется получить одобрение финансового регулятора и официально изменить название. В нем обязательно должно содержаться указание на принадлежность к микрокредитным или микрофинансовым компаниям. Примечательно, что требование включать в название аббревиатуру "МФО" Центробанк ввел только в этом году, и еще не все организации успели его исполнить, завершив процесс перерегистрации. Теперь им придется повторно вносить изменения в наименования и осуществлять перерегистрацию. Те МФО, которые этого не сделают, Центробанк исключит из реестра, а их инвесторы досрочно и без штрафных санкций заберут размещенные в таких организациях средства.
При этом, возможностей для чистки рынка у финансового регулятора становится больше. Возможности работать МФО лишится не только при несоблюдении требований ЦБ РФ, установленных нормативов и профильного законодательства, но и при отсутствии операций. В условиях, когда организация в течении одного календарного года не выдаст ни одного микрозайма, Центробанк также исключит ее из реестра. Для тех МФО, которые испытывают финансовые затруднения, изменилась процедура банкротства. Граждане-инвесторы будут получать удовлетворение своих требований в первую очередь. Однако, размер этих требований ограничат. Таким ограничением станет основная сумма долга, без учета накопленных процентов, не превышающая 3 млн рублей.
Кроме ужесточения требований к МФО, в поправках предусмотрены и послабления — запланирован отказ от ограничения МФО в минимальном номинале облигаций. В настоящее время действуют ограничения в 1,5 млн рублей, как и максимальный объем привлеченных средств граждан. В Банке России уверены, что при повышении прозрачности деятельности МФО, увеличится их инвестиционная привлекательность. Поэтому возможности для фондирования будут расширены и не имеет смысла их искусственно ограничивать. Тем более, что выпуск и обращение облигаций и так находятся под жестким контролем Банка России.